СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прием «Займись синтезом» для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием «Займись синтезом» для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Прием «Займись синтезом» для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках окружающего мира»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя общеобразовательная школа» Прием «Займись синтезом» для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках окружающего мира    Выполнила: учитель начальных классов Романенко Н.А. 2022год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Листвянская средняя общеобразовательная школа»

Прием «Займись синтезом» для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках окружающего мира

Выполнила: учитель начальных классов

Романенко Н.А.

2022год

Анализ и синтез  Это важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ.  Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.  Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному объекту.

Анализ и синтез

Это важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ.

Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.

Формированию этих умений может способствовать:

а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

б) постановка различных заданий к данному объекту.

  •   Метод исследования, состоящий в изучении предмета, явления в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. Соединение, обобщение.
  • Си́нтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Термин происходит от др.-греч. σύνθεσις — соединение, складывание, связывание (συν- — приставка со значением совместности действия, соучастия и θέσις — расстановка, размещение, распределение, (место)положение). Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов. С точки зрения теории познания, синтез представляет собой необходимый этап проявления познавательной деятельности сознания. В совокупности с анализом, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения.
Приём

Приём "Займись синтезом"

Описание:  Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

Пример.

  • Чем пахнет слово "учитель"?
  • Каково на ощупь число 7?
  • Какой вкус у сиреневого цвета?
  • Какая форма у среды (как она выглядит)?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.

«Таблица-синтез» Заполнение таблицы-синтез предполагает, что учащиеся вносят в таблицу материал, который им известен до изучения темы или вопроса темы, и тот, который им стал известен на уроке, со своими комментариями и толкова-нием. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Пустыня», может быть заполнена следующая таблица:

«Таблица-синтез»

Заполнение таблицы-синтез предполагает, что учащиеся вносят в таблицу материал, который им известен до изучения темы или вопроса темы, и тот, который им стал известен на уроке, со своими комментариями и толкова-нием.

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Пустыня», может быть заполнена следующая таблица:

Первый этап – ВЫЗОВ  – задачи (функции) которого: - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить к ней интерес; - активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; - структурировать последующий процесс изучения материала.

Первый этап – ВЫЗОВ  – задачи (функции) которого:

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить к ней интерес;

- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

- структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ  – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: - получение новой информации; - ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); - соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; - поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ  – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Функции этапа:

- получение новой информации;

- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия) - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем; - анализ всего процесса изучения материала; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

У детей развивается аналитическое и критическое мышление, ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривают новые идеи, ориентируются в источниках информации, критически оценивают свои знания, делают выводы и обобщения, формируется культура их чтения.

У детей развивается аналитическое и критическое мышление, ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривают новые идеи, ориентируются в источниках информации, критически оценивают свои знания, делают выводы и обобщения, формируется культура их чтения.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание