СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал содержит описание и иллюстрацию приемов и методов технологии развития критического мышления, которые позволяют повысить мотиваюцию обучающихся, активизировать их познавательную деятельность на уроке, развивать творческую активность и мышление, коммуникативные навыки детей

Просмотр содержимого документа
«Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания»

Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Национальный проект «Образование» среди обозначенных ориентиров важнейшим определяет вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Важным фактором решения этой задачи является формирование творчески развитой и социально активной личности. Поэтому большое значение приобретает поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся, их творческой активности, способности понимать и полноценно усваивать материал, применять полученные знания. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой… человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного образования».

Латинское понятие activus можно перевести как «деятельный». Следовательно, активизация учебной деятельности обучающегося предполагает реализацию деятельностного подхода на всех этапах урока. Что является ведущим мотивом активной познавательной деятельности ребенка? В первую очередь, интерес. Современный учитель должен строить работу на уроке так, чтобы заинтересовать каждого ребенка. Реализовать эту цель помогают современные образовательные технологии. За точку отсчета предлагаю принять таксономию Блума, где задачи урока выстроены в иерархической последовательности: знать, понимать, применять.

На своих уроках я постоянно использую приемы технологии развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ. Своим опытом я хотела бы поделиться в этой статье.

Технология развития критического мышления предлагает трехчленную структуру урока. Первая стадия - «вызов». На этом этапе ставится задача мотивировать обучающихся на предстоящую работу, опираясь на уже имеющиеся знания, актуализировать их опыт, создать ассоциации по данной теме. А это будет возможно в том случае, если учитель в самом начале урока заинтересует детей и будет поддерживать этот интерес далее. На этой стадии я создаю для учеников проблемные ситуации. Например, ситуацию неожиданности, вызывающую удивление своей необычностью, при изучении темы «Религия древних египтян» в 5 классе: «Представьте себе, что однажды случилась большая беда – Нил в положенное время не вышел из берегов, не напитал влагой иссохшую землю, не оставил на полях плодородный ил. Значит, не будет урожая. Значит, жителей Египта ждет голод. Что же делать?»

Учитель выслушивает предложенные варианты решения проблемы и подводит обучающихся к мысли, что при существующих тогда возможностях эту проблему решить было невозможно (а многие ученики именно эти варианты и предлагают), поэтому древние египтяне будут просить помощи у богов (обычно, такие варианты дети все-таки предлагают). Таким образом, ученики сами определяют и затем формулируют тему урока.

При определении темы урока предлагаю ситуацию выбора. Например, при изучении темы «Жизнь египетского вельможи» предлагаю обучающимся определить, какая картинка на слайде является лишней и почему.



















Дети без труда находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор. На основе объяснений детей и наводящих вопросов учителя класс самостоятельно формулирует тему. Обычно она звучит как «Жизнь богатых людей». Учитель вводит понятие «вельможа» и уточняет тему.

Обучающимся 6 класса перед изучением темы «Батыево нашествие на Русь» предлагается прочесть отрывок из воинской повести XIII века и определить тему урока.

Как правило, ученики озвучивают тему завоевания, учитель ее лишь уточняет.

Еще один прием, с помощью которого обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, это визуализация темы. Например:





1 – тема «Глобальные проблемы, 2 – тема «Первая мировая война», 3 – микротема «Социальная роль», 4 –микротема «Лидерство». Я считаю, что визуальный ряд на уроках истории и обществознания очень важен. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, смотрят на мир по-другому. Они легче воспринимают не текстовую информацию, а «картинку». Для современных учеников характерно клиповое мышление. Хорошо это или плохо – отдельная тема. Но с этой реальностью приходится считаться. Поэтому подходить к отбору «картинок» и фото нужно очень вдумчиво.

Вторая стадия урока – «осмысление». На этом этапе идет работа с информацией, которую ученик получает из объяснений учителя и/или чтения текста. И слушание, и чтение должно быть осмысленным. Важно сохранить познавательную активность обучающихся на этом этапе. Чаще всего, на этой стадии я использую графические способы систематизации материала: работу с кластером или интеллект-картой. Если обучающиеся овладели приемами составления кластера, то эту работу они могут выполнить самостоятельно, читая материал. В случае значительного объема материала и его разнородности целесообразнее разбить класс на небольшие группы, дав задание каждой составить свой элемент кластера. После этого на интерактивной доске представители групп воспроизводят свою часть работы, а потом учитель вместе с классом корректирует кластер.

Если ученики только начинают обучаться этому приему, учителю целесообразнее самому составлять кластер на доске по ходу объяснения или использовать анимированную презентацию, которую он приготовил заранее. Я пользуюсь возможностями интерактивной доски или заранее составляю кластер в виде анимированной презентации.

Кластер по теме «Первая мировая война»



Очень часто на стадии осмысления на уроках обществознания в старших классах использую готовые интеллект-карты (Сборник интеллект-карт по обществознанию. Абулова Б.Т. http://samoluk.teach.obr55.ru/files/2019/10/интеллект-карты-Абдулова.pdf).

Подобный механизм визуального отображения информации (майндмэппинг) удобен, эффективен, так как позволяет упорядочить материал, а, следовательно, лучше понять и запомнить его.

Чтобы поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего этапа можно включать в объяснение проблемные ситуации. Например, говоря о политической культуре избирателя, можно поставить детей перед ситуацией выбора:

С большой долей вероятности можно утверждать, что значительная часть детей сделает выбор в пользу кандидата №3 (собственно, задание и составлено таким образом). А далее демонстрируются и сами кандидаты:

Учитель предлагает обучающимся сделать возможные выводы из этой ситуации и корректирует их ответы.

На третьей стадии урока – рефлексии- информация анализируется, интерпретируется, делаются выводы. В ходе этого процесса учитель проверяет уровень усвоения и понимания изученного материала. Я использую на этой стадии такие приемы как синквей, «верно-неверно» (например, по теме «Письменность и знания древних египтян» на этой стадии предлагаю детям визуальный ряд. Называя номер картинки, ученик должен определить имеет ли она отношение к теме («верно») или нет («неверно»). Работу можно усложнить, предложив ученикам объяснить свой выбор.

После изучения темы «Первая мировая война» предлагаю старшеклассникам соотнести картинку с конкретным событием войны.



1.Битва на Марне










2. Поражение Бельгии, провал наступления российских войск в Восточной Пруссии.





3. Выход Италии из Тройственного союза и вступление в Антанту.

Изучив тему «Восстание под руководством С. Разина, предлагаю обучающимся заполнить кольца Венна (прием «уникальное» -«общее»), сравнив два крупнейшие народные выступления XVII века – восстание под руководством И. Болотникова и восстание под руководством С. Разина.



уникальное

уникальное



общее

















Восстание под руководством Восстание под руководством

И. Болотникова С. Разина

После изучения в 11 классе темы «Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – 1960-х гг.» предлагаю обучающимся упрощенный вариант кроссенса, чтобы закрепить понятие «оттепель».

Обучающиеся 8 класса в ходе изучения блока «Россия в правление Петра Первого» работают с кроссенсом, позволяющим обобщить знания по главной внешнеполитической цели – борьбе за выход к морям и активизировать их знания по литературе и живописи.

В 5 классе для подготовки обучающихся к ответу на 6-ое задание в ВПР по истории -«Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны»- тоже использую кроссенс, по которому ученики должны составить рассказ.

Также с помощью кроссенса можно готовиться с обучающимися 5 класса к 4-ому заданию в ВПР по истории, где нужно написать рассказ с использованием исторических фактов. Например, тема «Строительство пирамид в Древнем Египте»:

В заключение хочется сказать, что работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важна на всех этапах урока. Приемы и методы, позволяющие работать эффективно, многочисленны, разнообразны, интересны. Их применение способствует формированию у обучающихся навыков мыслительной деятельности, устойчивых познавательных интересов, творческой активности и самостоятельности в поисках ответов и решений учебных задач.Они овладевают системой соответствующих «метакогнитивных умений»: способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, формирование коммуникативной культуры.



Источники:

  1. Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/national-project

  2. Дидактическая система К.Д.Ушинского . Хуторской А. https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-sistema-k-d-ushinskogo

  3. И.  В.  Муштавинская.  «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя». http://wiki.stavcdo.ru/images/6/65/Mushtavinskaya_I._Urokidlyapedagogov._Tehnologiya_Razvitiya_Kri.a4.pdf

  4. Кулюткин Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. – СПб.: СПбАППО, 2002. https://search.rsl.ru/ru/record/01000745653




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!