СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе".Выступление на городском педмарафоне

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой презентации опубликован материал и приведены примеры как формировать функциональную грамотность у детей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе".Выступление на городском педмарафоне»

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. Подготовила Лаврусь М.Н. учитель МБОУ Школы № 70 Г.Тольятти

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Подготовила Лаврусь М.Н.

учитель МБОУ Школы № 70

Г.Тольятти

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник? .

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

.

Критерии и качества. 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу

Критерии и качества.

  • 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
  • 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
  • 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
  • 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
  • Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
  • Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
 Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
  • Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
  • В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
  • Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
Этапы  За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом : I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения

Этапы

  • За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
  • I этап. Работа с текстом до чтения
  • II этап. Работа с текстом во время чтения
  • III этап. Работа с текстом после чтения
Приёмы для формирования функциональной грамотности I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает: 1.  Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению. 2.  Определение характера текста: Сплошные тексты (без визуальных изображений Несплошные тексты (с визуальными изображениями). 3.  Просмотр заголовка текста. 4.  Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Приёмы для формирования функциональной грамотности

  • I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
  • 1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  • 2. Определение характера текста:
  • Сплошные тексты (без визуальных изображений
  • Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
  • 3. Просмотр заголовка текста.
  • 4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
«Глоссарий»   Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. 1)  Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом. 2)  Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Глоссарий»

  • Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  • 1) Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • 2) Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»   Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста. 1)  Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. 2)  После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)

«Ориентиры предвосхищения»

  • Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
  • 1) Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  • 2) После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)
«Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.  Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

«Рассечение вопроса»

  • Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
  • Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
 «Верите ли вы, что…» Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 1.  Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? 2.  Верите ли вы, что главным героем будет мальчик? 3.  Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?  Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста

«Верите ли вы, что…»

  • Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
  • 1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  • 2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  • 3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
  • Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
II этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение Перечитывание текста Беседа по содержанию.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение
  • Перечитывание текста
  • Беседа по содержанию.
 К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):   «Чтение про себя с вопросами».  «Чтение с остановками».  «Чтение про себя с пометками».  «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте  «Восстанови текст» (развивает логическое мышление). «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

  • «Чтение про себя с вопросами».
  • «Чтение с остановками».
  • «Чтение про себя с пометками».
  • «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте
  • «Восстанови текст» (развивает логическое мышление). «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
 «Дерево предсказаний» Алгоритм работы с приемом На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов:

«Дерево предсказаний»

  • Алгоритм работы с приемом
  • На доске рисуется силуэт дерева:
  • Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
  • Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.
  • Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
  • На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии
III этап. Работа с текстом после чтения. Смысловая беседа по тексту. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  • Смысловая беседа по тексту.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной.
Приёмы после текстовой деятельности:  «Тайм-аут».( самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.)  «Вопросы после текста» . «Написание творческих работ». Контроль и оценка результатов функциональной грамотности Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:   Удерживать учебную цель.   Контролировать результат и ПРОЦЕСС.   Предвидеть трудности и ошибки.   Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс

Приёмы после текстовой деятельности:

  • «Тайм-аут».( самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.)
  • «Вопросы после текста» .
  • «Написание творческих работ».
  • Контроль и оценка результатов функциональной грамотности
  • Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
  •  Удерживать учебную цель.
  •  Контролировать результат и ПРОЦЕСС.
  •  Предвидеть трудности и ошибки.
  •  Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс
Контроль и оценка результатов функциональной грамотности Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями: -  Удерживать учебную цель. -  Контролировать результат и ПРОЦЕСС. -  Предвидеть трудности и ошибки. -  Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс

Контроль и оценка результатов функциональной грамотности

  • Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
  • - Удерживать учебную цель.
  • - Контролировать результат и ПРОЦЕСС.
  • - Предвидеть трудности и ошибки.
  • - Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя