Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Подготовила Лаврусь М.Н.
учитель МБОУ Школы № 70
Г.Тольятти
- Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
.
Критерии и качества.
- 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
- 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
- 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
- 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу
- Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
- Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
- Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
- В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
- Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
Этапы
- За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
- I этап. Работа с текстом до чтения
- II этап. Работа с текстом во время чтения
- III этап. Работа с текстом после чтения
Приёмы для формирования функциональной грамотности
- I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
- 1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
- 2. Определение характера текста:
- Сплошные тексты (без визуальных изображений
- Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
- 3. Просмотр заголовка текста.
- 4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
«Глоссарий»
- Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- 1) Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- 2) Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
- Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
- 1) Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
- 2) После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
- Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
- Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
«Верите ли вы, что…»
- Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
- 1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
- 2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
- 3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
- Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение
- Перечитывание текста
- Беседа по содержанию.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
- «Чтение про себя с вопросами».
- «Чтение с остановками».
- «Чтение про себя с пометками».
- «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте
- «Восстанови текст» (развивает логическое мышление). «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
- Алгоритм работы с приемом
- На доске рисуется силуэт дерева:
- Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
- Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.
- Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
- На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Смысловая беседа по тексту.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной.
Приёмы после текстовой деятельности:
- «Тайм-аут».( самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.)
- «Вопросы после текста» .
- «Написание творческих работ».
- Контроль и оценка результатов функциональной грамотности
- Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
- Удерживать учебную цель.
- Контролировать результат и ПРОЦЕСС.
- Предвидеть трудности и ошибки.
- Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс
Контроль и оценка результатов функциональной грамотности
- Главное: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями:
- - Удерживать учебную цель.
- - Контролировать результат и ПРОЦЕСС.
- - Предвидеть трудности и ошибки.
- - Находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс