СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и формы проблемного обучения и применения их на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы и формы проблемного обучения и применения их на уроках географии»

Приемы и формы проблемного обучения и применения их на уроках географии



География, как наука, содержит много интересного и занимательного. Однако я считаю, что для активизации учебно-познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении географии. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема - это трудность, требующая исследовательской активности, приводящая к решению.


Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема» (учебная проблема или проблемный вопрос).


На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

В процессе решения проблемных вопросов и заданий знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными.

Основными формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные формы изложения – рассказ, объяснение, беседа.

К числу перспективных направлений в совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы:

«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему.

Учитель:

– В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

– Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

– Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

– Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического, целлюлозно-бумажного) или ТЭЦ. Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя, производственника, врача.

Сложной задачей стоящей перед учителем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями.

Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю ребятам, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания:

«Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?»

Анализируя работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах, где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.

Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.

Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.