СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы и методы формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности - одна из ключевых задач современной школы. На уроках ОБЗР, в силу специфики предмета, эта задача приобретает особую значимость.

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района Саратовской области»   «Приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР» Подготовила: учитель ОБиЗР Салохина О.А

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района Саратовской области»

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР»

Подготовила:

учитель ОБиЗР

Салохина О.А

Функциональная грамотность в ОБиЗР включает в себя: Чтение с пониманием:  умение извлекать информацию из различных источников (текстов, схем, таблиц, инструкций) о правилах поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Математическую грамотность:  умение использовать математические знания для оценки рисков, расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов. Естественнонаучную грамотность:  понимание природных явлений и процессов, лежащих в основе опасных ситуаций (землетрясений, наводнений, пожаров), и способов защиты от них. Финансовую грамотность:  умение оценивать стоимость страхования, выбирать необходимое оборудование для обеспечения безопасности, планировать бюджет на случай чрезвычайных ситуаций. Креативное мышление и критическое мышление:  способность анализировать информацию, принимать решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать собственные стратегии поведения. Что такое функциональная грамотность в контексте ОБиЗР?

Функциональная грамотность в ОБиЗР включает в себя:

  • Чтение с пониманием:  умение извлекать информацию из различных источников (текстов, схем, таблиц, инструкций) о правилах поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
  • Математическую грамотность:  умение использовать математические знания для оценки рисков, расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов.
  • Естественнонаучную грамотность:  понимание природных явлений и процессов, лежащих в основе опасных ситуаций (землетрясений, наводнений, пожаров), и способов защиты от них.
  • Финансовую грамотность:  умение оценивать стоимость страхования, выбирать необходимое оборудование для обеспечения безопасности, планировать бюджет на случай чрезвычайных ситуаций.
  • Креативное мышление и критическое мышление:  способность анализировать информацию, принимать решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать собственные стратегии поведения.

Что такое функциональная грамотность в контексте ОБиЗР?

Пример:  Анализ инструкции к огнетушителю с последующей практической демонстрацией его использования. Основные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР Работа с текстом
  • Пример:  Анализ инструкции к огнетушителю с последующей практической демонстрацией его использования.

Основные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР

Работа с текстом

Решение проблемных ситуаций  Пример:  Ролевая игра по правилам дорожного движения “ Знающий пешеход”.

Решение проблемных ситуаций Пример:  Ролевая игра по правилам дорожного движения Знающий пешеход”.

Практические занятия   Знакомство со средствами индивидуальной защиты:  изучение принципов работы и практическое применение средств индивидуальной защиты (противогаз, респиратор).

Практические занятия Знакомство со средствами индивидуальной защиты:  изучение принципов работы и практическое применение средств индивидуальной защиты (противогаз, респиратор).

Проведение тренировок по эвакуации:  регулярное проведение тренировок по эвакуации из здания школы.

Проведение тренировок по эвакуации:  регулярное проведение тренировок по эвакуации из здания школы.

Интеграция с математикой:  использование математических знаний для расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов, оценки рисков. Интеграция с физикой:  изучение физических явлений, лежащих в основе опасных ситуаций (пожара, взрыва, поражения электрическим током). Интеграция с химией:  изучение свойств опасных веществ и способов защиты от них. Интеграция с биологией:  изучение влияния опасных факторов окружающей среды на здоровье человека. Интеграция с информатикой:  использование информационных технологий для поиска информации, моделирования ситуаций, создания презентаций. Межпредметные связи
  • Интеграция с математикой:  использование математических знаний для расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов, оценки рисков.
  • Интеграция с физикой:  изучение физических явлений, лежащих в основе опасных ситуаций (пожара, взрыва, поражения электрическим током).
  • Интеграция с химией:  изучение свойств опасных веществ и способов защиты от них.
  • Интеграция с биологией:  изучение влияния опасных факторов окружающей среды на здоровье человека.
  • Интеграция с информатикой:  использование информационных технологий для поиска информации, моделирования ситуаций, создания презентаций.

Межпредметные связи

Решение практических задач:  выполнение заданий, требующих применения знаний и навыков в реальных или смоделированных ситуациях. Защита проектов:  презентация и защита проектов, направленных на решение конкретных проблем в области безопасности. Ролевые игры:  оценка действий учащихся в ходе ролевых игр. Наблюдение:  наблюдение за поведением учащихся во время практических занятий и тренировок. Тестирование:  использование тестов, ориентированных на проверку понимания и применения знаний, а не на простое воспроизведение информации. Оценка сформированности функциональной грамотности
  • Решение практических задач:  выполнение заданий, требующих применения знаний и навыков в реальных или смоделированных ситуациях.
  • Защита проектов:  презентация и защита проектов, направленных на решение конкретных проблем в области безопасности.
  • Ролевые игры:  оценка действий учащихся в ходе ролевых игр.
  • Наблюдение:  наблюдение за поведением учащихся во время практических занятий и тренировок.
  • Тестирование:  использование тестов, ориентированных на проверку понимания и применения знаний, а не на простое воспроизведение информации.

Оценка сформированности функциональной грамотности

Заключение  Формирование функциональной грамотности на уроках ОБиЗР — важная и актуальная задача, требующая системного подхода и использования разнообразных приёмов и методов. Активное использование практических занятий, интерактивных технологий, проблемных ситуаций и межпредметных связей позволит учащимся не только получить знания, но и научиться применять их в реальной жизни, обеспечивая свою безопасность и безопасность окружающих. Важно помнить, что функциональная грамотность — это не статичное знание, а динамично развивающееся умение, требующее постоянной практики и совершенствования.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках ОБиЗР — важная и актуальная задача, требующая системного подхода и использования разнообразных приёмов и методов. Активное использование практических занятий, интерактивных технологий, проблемных ситуаций и межпредметных связей позволит учащимся не только получить знания, но и научиться применять их в реальной жизни, обеспечивая свою безопасность и безопасность окружающих. Важно помнить, что функциональная грамотность — это не статичное знание, а динамично развивающееся умение, требующее постоянной практики и совершенствования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!