Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка Балашовского района Саратовской области»
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР»
Подготовила:
учитель ОБиЗР
Салохина О.А
Функциональная грамотность в ОБиЗР включает в себя:
- Чтение с пониманием: умение извлекать информацию из различных источников (текстов, схем, таблиц, инструкций) о правилах поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Математическую грамотность: умение использовать математические знания для оценки рисков, расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов.
- Естественнонаучную грамотность: понимание природных явлений и процессов, лежащих в основе опасных ситуаций (землетрясений, наводнений, пожаров), и способов защиты от них.
- Финансовую грамотность: умение оценивать стоимость страхования, выбирать необходимое оборудование для обеспечения безопасности, планировать бюджет на случай чрезвычайных ситуаций.
- Креативное мышление и критическое мышление: способность анализировать информацию, принимать решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать собственные стратегии поведения.
Что такое функциональная грамотность в контексте ОБиЗР?
- Пример: Анализ инструкции к огнетушителю с последующей практической демонстрацией его использования.
Основные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках ОБиЗР
Работа с текстом
Решение проблемных ситуаций Пример: Ролевая игра по правилам дорожного движения “ Знающий пешеход”.
Практические занятия Знакомство со средствами индивидуальной защиты: изучение принципов работы и практическое применение средств индивидуальной защиты (противогаз, респиратор).
Проведение тренировок по эвакуации: регулярное проведение тренировок по эвакуации из здания школы.
- Интеграция с математикой: использование математических знаний для расчета времени эвакуации, определения необходимого количества ресурсов, оценки рисков.
- Интеграция с физикой: изучение физических явлений, лежащих в основе опасных ситуаций (пожара, взрыва, поражения электрическим током).
- Интеграция с химией: изучение свойств опасных веществ и способов защиты от них.
- Интеграция с биологией: изучение влияния опасных факторов окружающей среды на здоровье человека.
- Интеграция с информатикой: использование информационных технологий для поиска информации, моделирования ситуаций, создания презентаций.
Межпредметные связи
- Решение практических задач: выполнение заданий, требующих применения знаний и навыков в реальных или смоделированных ситуациях.
- Защита проектов: презентация и защита проектов, направленных на решение конкретных проблем в области безопасности.
- Ролевые игры: оценка действий учащихся в ходе ролевых игр.
- Наблюдение: наблюдение за поведением учащихся во время практических занятий и тренировок.
- Тестирование: использование тестов, ориентированных на проверку понимания и применения знаний, а не на простое воспроизведение информации.
Оценка сформированности функциональной грамотности
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроках ОБиЗР — важная и актуальная задача, требующая системного подхода и использования разнообразных приёмов и методов. Активное использование практических занятий, интерактивных технологий, проблемных ситуаций и межпредметных связей позволит учащимся не только получить знания, но и научиться применять их в реальной жизни, обеспечивая свою безопасность и безопасность окружающих. Важно помнить, что функциональная грамотность — это не статичное знание, а динамично развивающееся умение, требующее постоянной практики и совершенствования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !