2.3 . Основные этапы работы с текстом. Приемы и методы формирования читательской грамотности
Читательская
грамотность
- Предтекстовый (Pre-reading)
- создание мотива чтения развитие умения прогнозирования активизация фоновых знаний снятие языковых трудностей
- создание мотива чтения
- развитие умения прогнозирования
- активизация фоновых знаний
- снятие языковых трудностей
- Текстовый (While-reading)
- осмысленное понимание прочитанного
- осмысленное понимание прочитанного
- Послетекстовый (Post- reading) проверка понимания прочитанного контроль формирования умений смыслового чтения
- проверка понимания прочитанного
- контроль формирования умений смыслового чтения
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Предтекстовый этап (Pre-reading)
Читательская
грамотность
Приемы работы:
- Мозговой штурм
- Предсказывание/предугадывание
- Ассоциации с иллюстрацией или с заголовком текста
- Выявление у учащихся имеющихся знаний по проблемам, затронутым в тексте
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Ваулина Ю.Е., Дули Д,
Подоляко О.Е.
Английский язык
«Spotlight», 7 класс
Module 5
“ What the future holds”
Работа с заголовком : - определение тематики текста, перечня поднимаемых в нем проблем, ключевые слова и выражения;
- формулирование
предположений о
тематике
основе
текста на
имеющихся иллюстраций;
Работа с новой лексикой и
определение тематики
/проблематики текста на основе языковой догадки
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Текстовый этап (While- reading)
Читательская
грамотность
Цель: осмысленное понимание прочитанного
Задания:
- найти ответы на предложенные вопросы;
- подтвердить правильность ( True) или ложность (False)
утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated);
- расставить предложения по порядку;
- найти соответствия;
- выполнить задания на множественный выбор;
- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из
предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- восполнить недостающую информацию;
- придумать продолжение истории.
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Ваулина Ю.Е., Дули Д,
Подоляко О.Е.
Английский язык
«Spotlight» 7 класс
Match the headings to the texts. There is one extra heading .
- A very expensive holiday
- Smart plants
- Escape from pollution
- The best solution against pollution
- Smart assistants
Read the texts and choose the best answer, A, B or C. Explain the words in bold.
- Mark thinks that the earth will be
- covered in water.
- covered in water.
- cleaner than today.
- cleaner than today.
- Jennifer believes there will be robotic
- kids. houses.
- kids.
- houses.
- Jake thinks that not everyone will
- want to go on holiday to the moon.
- want to go on holiday to the moon.
- be able to go on holiday to the moon. live on the moon.
- be able to go on holiday to the moon.
- live on the moon.
- Brad thinks that flying cars will
- use a new kind of fuel.
- use a new kind of fuel.
- cause pollution.
- cause pollution.
C. create traffic jams.
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Ваулина Ю.Е.,Дули Д,Подоляко О.Е. Английский язык
«Spotlight», 6 класс
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Читательская
грамотность
Послетекстовый (Post –reading)
Цель: - проверка понимания прочитанного;
- контроль формирования умения
смыслового полученную
чтения с возможностью использовать
информацию в будущем.
Задания:
- выявить новое в прочитанном тексте, высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
- доказать или охарактеризовать что-то;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- пересказать/ кратко изложить содержание текста;
- рассказать текст от лица главного героя;
- вставить в текст пропущенные слова и выражения;
- составить синквейн.
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Ваулина Ю.Е., Дули Д,
Подоляко О.Е.
Английский язык
«Spotlight» 7 класс
Послетекстовый этап (Post –reading)
Цель:
прочитанного;
- контроль формирования умения смыслового чтения с возможностью использовать полученную информацию в будущем
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Прием «Кластер»
Читательская
грамотность
- Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер может быть использован на разных стадиях урока.
- Прием позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить
грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.
- По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В
центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
- Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное
целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.
- Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в
речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание,
тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Прием «Кластер» - графическая организация материала.
Читательская
грамотность
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Прием «Кластер»
Читательская
грамотность
What ways of travelling do you know?
by car
Ways of travelling
by
plane
by
train
by bus
People can travel …………
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Читательская грамотность
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в
котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна: Одно существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Пять существительных (перефразировка темы).
- “ True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»).
Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по- разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Lapbook
Читательская
грамотность
Наравне с традиционными формами ученических словарей можно использовать визуальные словари, как готовые, так и сделанные руками учащихся.
Lapbook - это словарь, визуализирующий лексику, убирая из процесса освоения слов родной язык как посредника. Вместе с тем, это
также и интерактивный позволяющий в игровой
словарь, активной
форме освоить новые лексические единицы ( причем как при создании словаря, так и при дальнейшем его использовании).
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Lapbook
Читательская
грамотность
Примеры оформления лэпбука на разные лексические темы
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Lapbook
Читательская
грамотность
В лэпбуки можно включать
работу с грамматикой
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Читательская грамотность
Проектные работы
Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ.
Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.
Карта животных России
Рождественская открытка
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Читательская
грамотность
Тексты
- повествование
- рассуждение
- графики
- диаграммы
- таблицы
- -схемы (кластеры)
- географические карты и карты местности
- -
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
Примеры «несплошных» текстов
Задачи данного упражнения:
1. Развитие умений ознакомительного чтения.
2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт).
Формирование финансовой и математической грамотности на примере упражнений из учебника «Spotlight» за 5 класс
В данном упражнении предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Цена указана на товаре.
Формирование естественнонаучной грамотности
В данном упражнении из учебника «Spotligh» за 5 класс предлагается 1) по заголовку определить о чем текст 2) прослушать и узнать о чем текст 3) прочитать текст и ответить на вопросы. Данный текст о насекомых, где они обитают, об их строении и о том, какое значение они имеют в природе и в жизни человека.