«Приемы и методы формирования функциональной грамотности (жизненных компетенций) посредством коррекционно-развивающей работы»
Спикер: Шкрылева Ирина Валерьевна, педагог-психолог
Деятельность педагога-психолога в формировании функциональной грамотности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель: создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного обучения.
Задачи:
- сопровождение освоения метапредметных (регулятивные, коммуникативные, познавательные),
- личностных (самоопределение, смыслообразование, морально-этические),
- образовательных результатов.
Основные формы функциональной грамотности:
-грамотность в чтении и письме;
-грамотность в естественных науках;
-математическая грамотность;
-компьютерная грамотность;
-грамотность в вопросах здоровья;
-коммуникативная грамотность;
-юридическая (правовая) грамотность
Деятельность педагога-психолога в части формирования функциональной грамотности
Диагностика и развитие ВПФ
Развитие коммуникативных навыков
Развитие логического мышления
Формирование
ФГ
Диагностика и коррекция личности
Диагностика и сопровождение профессионального самоопределения
Профилактика правонарушений
Пропаганда ЗОЖ
Развитие эмоционального интеллекта
Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе коррекции и развития познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения
Внимание – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский) «Переключись»
Б
5
1
Г
Ж
Д
И
4
Б
7
З
К
Л
8
3
Й
А
Е
М
10
2
Ё
3
В
6
Таблица Шульте
Упражнение «Зашифрованное слово»
Развитие памяти
Упражнение «Кто больше?»
На определенную тему необходимо записать как можно
больше слов связанных с этой темой. Примерные темы для данного вида работы:
- Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей, белка, дупло и т.д.
- Дом
- Семья
- Книга
- Улица
Упражнение «Нарисуй по памяти»
Развитие мышления
«Пятый лишний»
1. ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
2. СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЗЛОЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ.
3. ВАСИЛИЙ, ФЕДОР, СЕМЕН, ИВАНОВ, ПОРФИ-РИЙ.
4. СКОРО, БЫСТРО, ПОСПЕШНО, ПОСТЕПЕННО. ТОРОПЛИВО.
5. ГЛУБОКИЙ, ВЫСОКИЙ, СВЕТЛЫЙ, НИЗКИЙ, МЕЛКИЙ.
6. ЛИСТ, ПОЧКА, КОРА, ДЕРЕВО, СУК.
«Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
АНАГРАММЫ
Упражнение: «Умозаключения» Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания) «Простые аналогии» Темный / светлый = мокрый / (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный). Часы / время = градусник / (стекло, больной, кровать, температура, врач). Машина / мотор = лодка / (река, маяк, парус, волна, берег). Стол / скатерть = пол / (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Стул / деревянный = игла / (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (главное, чтобы дети смотрели во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Развитие коммуникативных навыков
Учимся:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Стоя в кругу, участники берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«ПОВОДЫРИ»
Дети разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются.
Профессиональное самоопределение - Диагностика склонностей и интересов (Методика «Профиль» Голомштока, Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши модификация Г.В. Резапкиной); - Знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «профпригодность» и т.д., - Работа с деловыми бумагами, - Развитие навыков самопрезентации, - Развитие навыков делового общения.
Профилактика правонарушений, профилактика ЗОЖ - проведение тематических недель (в рамках деятельности ШМО педагогов-психологов и социальных педагогов), - постоянно действующая школьная комиссия по профилактике правонарушений (ШКПП), - взаимодействие с ОДН, КДН и ЗП, врачом-психоневрологом, наркологом, - проведение индивидуальных консультаций с детьми и законными представителями.
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Познаватель-ные процессы
Познаватель-ные процессы
Врожденные способности (речь, восприятие)
Врожденные способности (речь, восприятие)
Врожденные способности (речь, восприятие)
учитель
Родители
Родители
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Познавательные процессы
Жизненные ценности
Врожденные способности (речь, восприятие)
учитель
Функциональная грамотность
Спасибо за внимание!