СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы работы с текстом, способствующие активизации мыслительного процесса на уроках русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы из опыта работы по организации образовательного пространства на уроках русской литературы в 5-11 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы работы с текстом, способствующие активизации мыслительного процесса на уроках русской литературы»

Приемы и методы, направленные на формирование необходимых навыков работы с текстом и способствующие

активизации мыслительного процесса

на уроках русской литературы.

1. Система предварительных заданий (блоки заданий) по произведениям. Данный приём эффективен в старших классах, при изучении романов Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина, Шолохова… Задания носят опережающий характер и позволяют уже при знакомстве с текстом сориентировать учеников на конкретные проблемы, образы, вопросы (школьники сами могут определить направления своей деятельности).

2. Групповая аналитическая работа по карточкам ориентирует школьников на характеристику героев, анализ отдельных эпизодов, а также стимулирует активность учащихся. Например, при изучении повести «Детство» Горького ребята могут работать с карточками двух типов, двух уровней сложности. Такая же работа может проводиться и при характеристике образов мальчиков – героев «Бежина луга», и при знакомстве с героями рассказов «Уроки французского», «Иван».

3. План обобщенного ответа (схема) по теме направлен на решение главной проблемы – научить строить обобщающее высказывание на предложенную тему. Важно сопроводить ответ небольшой рецензией – сначала своей, затем – одноклассников. В старших же классах подобный план составляют сами учащиеся.

4. Использование на уроках элементов педмастерской позволяет превратить обычный урок в лингвистическую мастерскую, где осуществляются самые смелые эксперименты, способные перерасти в исследовательскую работу. Это способствует и использованию элементов проектной технологии (написать письмо герою; 2) создать модель …; 3) нарисовать портрет …; 4) предложить проект памятника …). Совместное творчество формирует такие навыки работы в группе, как взаимодействие, отбор материала и проектирование совместного ответа, стимулирует творческое воображение учащихся.

5. Решение креативных литературных задач предполагает привлечение имеющихся знаний учащихся из других предметных областей, что способствует целостному восприятию окружающего мира.

6. «Что было бы, если бы …» (сочинение на основе фантастической гипотезы). Данный приём позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся.

7. Можно предложить учащимся попробовать изменить начало или финал произведения, такое задание развивает образное мышление.

Приёмов и методов существует великое множество, но важно помнить о том, что на уроках литературы должна быть создана такая атмосфера, которая позволит учащимся свободно мыслить и выражать свою точку зрения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!