СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы повышения учебной мотивации обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию по теме : "Приемы и методы повышения учебной мотивации обучающихся" можно использовать всем учителям при организации учебного процесса или администрации при проведении ШМО, пед. советов.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы повышения учебной мотивации обучающихся»

Приемы и методы повышения учебной мотивации обучающихся Учитель МБОУ “Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.Черепанова” : Томилова Наталья Юрьевна

Приемы и методы повышения учебной мотивации обучающихся

Учитель МБОУ “Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.Черепанова” : Томилова Наталья Юрьевна

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А. Сухомлинский

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает « удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата » (Б.И. Додонов).

Мотивация -

важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает « удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата »

(Б.И. Додонов).

Внутренние мотивы- стимулирующие процесс учения, не связанные с ней напрямую: интерес к процессу деятельности;  интерес к результату деятельности; стремление к саморазвитию, развитию своих способностей.

Внутренние мотивы- стимулирующие процесс учения, не связанные с ней напрямую:

интерес к процессу деятельности;

интерес к результату деятельности;

стремление к саморазвитию, развитию своих способностей.

Внешние мотивы - непосредственно связанные с учебной деятельностью: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д

Внешние мотивы - непосредственно связанные с учебной деятельностью:

интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д

Пять уровней учебной мотивации

Пять уровней учебной мотивации

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога , добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Первый уровень –

высокий уровень мотивации, учебной активности.

(Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога , добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.)

Второй уровень –

хорошая мотивация.

(Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.)

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями , с учителями. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Третий уровень –

положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями , с учителями. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно , предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами . Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

Четвертый уровень

– низкая мотивация.

(Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно , предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами . Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают п роблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение воспринимается ими как враждебная среда . В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,)

Пятый уровень –

негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация.

(Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают п роблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение воспринимается ими как враждебная среда . В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,)

Факторы снижения уровня учебной мотивации: • у подростков наблюдается «гормональный взрыв»; • отношение ученика к учителю; • отношение учителя к ученику; • умственное развитие ученика; • продуктивность учебной деятельности; • непонимание цели учения; • страх перед школой.

Факторы снижения уровня учебной мотивации:

• у подростков наблюдается «гормональный взрыв»;

• отношение ученика к учителю;

• отношение учителя к ученику;

• умственное развитие ученика;

• продуктивность учебной деятельности;

• непонимание цели учения;

• страх перед школой.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Мотив

- это то, что побуждает человека к действию.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват ? Что делать?

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении?

Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват ?

Что делать?

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».  Китайская пословица

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай сделать - и я пойму».

Китайская пословица

Организация обучения Работа в группах и парах . Применение ИКТ на уроках Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Организация обучения

  • Работа в группах и парах .
  • Применение ИКТ на уроках
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Метод «Дидактические игры»

- специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Метод «Ситуация успеха»

- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Метод «Соревнование» Потребность учащихся к соперничеству. Соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей , они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод «Соревнование»

Потребность учащихся к соперничеству.

Соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей , они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Метод создания проблемной ситуации. «Не вводить знания в готовом виде. ..создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Метод создания проблемной ситуации.

«Не вводить знания в готовом виде. ..создать ситуацию поиска…».

Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Приём «Привлекательная цель».

Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

 Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Верные - неверные утверждения».

Предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Оратор».

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускается ошибка. Учащиеся предупреждаются об этом заранее.

Прием «Лови ошибку».

Объясняя материал, намеренно допускается ошибка.

Учащиеся предупреждаются об этом заранее.

Геймификация   Включение в урок элементов игры. Использование игр в процессе обучения даёт человеку возможность проработать изученную информацию на практике, а также закрепить навыки

Геймификация

Включение в урок элементов игры.

Использование игр в процессе обучения даёт человеку возможность проработать изученную информацию на практике, а также закрепить навыки

Приём “Да-нетка” Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:

Приём “Да-нетка”

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.).

Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём

Приём "Инсерт".

Приём используется в три этапа:

  • В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
  • Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  • Обсуждают записи, внесенные в таблицу.
Приём “Шаг за шагом”. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём “Шаг за шагом”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

 Приём “Жокей и лошадь”.    Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Жокей и лошадь”.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём «Послушать – сговориться – обсудить».   Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Приём

Приём "Феномен".

Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д.

После даёт ученику читать текст несколько раз.

Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом.

Приём

Приём "Облака мыслей".

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно.

После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

Приём

Приём "Индуктор"

На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Приём

Приём "Реклама"

учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин.Работу можно организовать в группе.

Геймификация процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.

Геймификация

процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.

Прием «Своя опора» Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу.

Прием «Своя опора»

Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу.

Прием «Свои примеры» Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Прием «Свои примеры»

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Освобождение от домашнего задания Сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно ознакомить учащихся, что нужно сделать, чтобы освободить себя от домашнего задания.

Освобождение от домашнего задания

Сильное мотивирующее средство.

Для этого надо заблаговременно ознакомить учащихся, что нужно сделать, чтобы освободить себя от домашнего задания.

Качества учителя, которые содействуют проявлению интереса к предмету

Качества учителя, которые содействуют проявлению интереса к предмету

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 1. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности 2. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть 3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым 4. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя 5. Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других 6. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. 7. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя 8. Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

2. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

4. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

5. Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

6. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

7. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

8. Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!!!

УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!!!