Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ
Захаренко Елена Леонидовна, учитель математики БОУ г. Омска «Лицей № 145», старший эксперт предметной комиссии по математике в основной школе
- Одной из основных методических линий в курсе математики является линия обучения учащихся умению решать текстовые задачи.
- Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условиях и требованиях.
- Сегодня мы рассмотрим типичные ошибки, рекомендации, правила оформления и решения текстовых задач.
Требования к выполнению задания
Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в основном может быть произвольным. Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, следует рассматривать как решение без недочетов.
Для успешного решения заданий с развернутым ответом необходимы не только хорошая математическая «база», но и умения проводить логические рассуждения, четко и грамотно излагать свои мысли.
Критерии оценивания задания 21
Баллы
Содержание критерия
2
Ход решения задачи верный, получен верный ответ
1
Ход решения верный, все его шаги присутствуют, но допущена ошибка вычислительного характера, с её учётом решение доведено до ответа
0
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
2
Максимальный балл
Анализ текста задачи
- Внимательное чтение задачи.
- Первичный анализ текста: выделение вопроса задачи и ее условия.
- Оформление краткой записи текста задачи.
- Выполнение чертежей, рисунков по тексту задачи.
Основные типы задач в ОГЭ
- Задачи на движение.
- Задачи на работу.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на проценты.
Основными типами задач на движение являются следующие
- 1) задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);
- 2) задачи на движение по замкнутой трассе;
- 3) задачи на среднюю скорость;
- 4) задачи на движение протяжённых тел;
- 5) задачи на движение по воде.
Памятка при решении задач на движение
Путь = скорость · время
При движении по реке:
- Скорость по течению = собственная скорость транспорта + скорость течения реки
- Скорость против течения = собственная скорость транспорта - скорость течения реки
Движение навстречу
Расстояние между городами А и В равно 580 км. Из города А в город В со скоростью 80 км/ч выехал автомобиль, а через два часа после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 60 км/ч второй автомобиль. Через сколько часов после выезда второго автомобиля автомобили встретятся?
Решение.
1) Находим какое расстояние до выезда второго автомобиля проедет первый.
Поскольку он будет в пути 2 часа получим:
80 ∙ 2 = 160 (км.)
2) Найдем расстояние между автомобилями через 2 часа, после того, как выедет первая машина.
580 - 160 = 420 (км.)
3) Определим, с какой скоростью машины будут двигаться навстречу друг другу, т.е скорость сближения.
80 + 60 = 140 (км/ч.)
4) Найдем время, за которое машины встретятся.
Делим 420 км на скорость сближения.
420 : 140 = 3 (ч.)
Ответ. Машины встретятся через 3 часа после выезда 2 автомобиля.
Решение.
1) 80 ∙ 2=160(км) – проехал первый автомобиль
2) (580-160): (80+60)=3(ч)
Ответ: 3 ч
Движение вдогонку
Два пешехода отправляются из одного и того же места в одном направлении на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам?
Решение.
Скорость первого относительного второго: V1-V2=1 км/ч
200м = 0,2км.;
t= 0,2 : 1= 0,2(ч)
0, 2 часа=12 минут
Ответ. Через 12 минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам.
2 способ решения.
Решение.
Переведем скорость одного из пешеходом в метры.
1 км = 1000 метров. 1 час = 60 минут.
Следовательно, скорость пешехода будет 1000 метров за 60 минут.
Составим пропорцию для решение данной задачи. Через х обозначим время, за которое пешеход пройдет двести метров.
1000 метров - 60 минут.
200 метров - х минут.
Решим пропорцию, выполнив "накрест" умножение, а результат разделим на 1000.
х = (200 ∙ 60) / 1000.
х = 12 минут.
Ответ. Расстояние между пешеходами станет равным двести метров через 12 минут.
Движение по окружности (замкнутой трассе)
Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 10 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 90 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Пусть скорость второго автомобиля(х)км/ч. Так как 40 минут = часа и это время, за которое первый автомобиль будет опережать второй на один круг, составим уравнение:
= ; 30 = 180 – 2х; 2х = 150; х = 75.
Ответ. Скорость второго автомобиля 75 км/ч.
Средняя скорость
Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 20 км/ч. Обратно он летел на спортивном самолёте со скоростью 480 км/ч. Найдите среднюю скорость путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Решение.
Чтобы найти среднюю скорость на протяжении пути, нужно весь путь разделить на все время движения. Пусть (2s) км - весь путь путешественника, тогда средняя скорость равна:
2s : ( + ) = 2s : = 2s : = 38,4 (км/ч.)
Поэтому средняя скорость путешественника 38,4 км/ч.
Ответ: 38,4 км/ч.
Движение протяжённых тел
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает
мимо пешехода, идущего в том же направлении параллельно
путям со скоростью 5 км/ч, за 30 секунд. Найдите длину
поезда в метрах.
Решение.
Скорость сближения пешехода и поезда равна 65-5 =60 (км/ч)
60 км/ч = = (м/с)
l =v ∙ t = = 500(м)
Ответ. Длина поезда 500м.
Движение по воде
От лесоповала вниз по течению реки движется со скоростью
3 км/ч плот. Плотовщик доплывает на моторке из конца
плота к его началу и обратно за 16 минут 40 секунд. Найдите
длину плота, если собственная скорость моторки равна 15км/ч.
Ответ дайте в километрах.
Решение.
Пусть длина плота (х) км. Тогда скорость моторки по
течению 18 км/ч, а против течения 12 км/ч. Так как
16 минут 40 секунд = часа, то + =
2х + 3х = 10;
5х = 10;
х = 2.
Итак, 2 км- длина плота.
Ответ: 2 км.
Я бы посоветовала для наглядности некоторые задачи
решать через таблицу.
Алгоритм решения:
- Введем неизвестную величину.
- Составим краткую запись в виде таблицы, где разместим данные в графы: скорость, время, расстояние.
- Выясняем, на какой вид движения эта задача.
- Используя условие, формулы времени или скорости, выражаем через неизвестную величину все остальные.
- Исходя из условия, составляем равенство и преобразуем его.
- Решаем уравнение.
- Определяем величины, которые еще нужно найти.
- Записываем ответ.
Из пункта А в пункт В , расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
Пусть (х) км/ч скорость велосипедиста.
Велосипедист
V , км/ч
t ,ч
Автомобилист
Х
S, км
х+40
50
50
Известно, что велосипедист был в пути на 4 часа больше, отсюда имеем: на 4 ч.
Составим и решим уравнение: - = 4 | ∙ х(х+40) ≠ 0
х ≠0, х≠-40
50(х+40) – 50х = 4х(х+40)
50х + 2000 – 50х -4 -160х = 0 | : (-4)
+ 40х – 500 = 0
х= 10
х= -50
х ≠0
х≠ -40
х =10 = посторонних корней нет.
х = -50
Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 10.
Итак, 10 км/ч- скорость велосипедиста.
Ответ. 10 км/ч .
Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения реки, если скорость лодки в неподвижной воде равна 11 км/ч. Ответ дайте в км/ ч. Пусть (х) км/ч скорость течения реки.
S,км
По течению
V ,км/ч
Против течения
112
t ,ч
11+х
112
112/(11+х)
11-х
112/(11-х)
Известно, что на обратный путь лодка затратила на 6 часов меньше , отсюда имеем: на 6 ч.
Составим и решим уравнение: - = 6 | ∙ (11-х)(11+х) ≠ 0
х ≠11, х≠-11
112(11+х) -112(11-х)= 6(11+х)(11-х)
112∙ 11 + 112х - 112∙ 11 + 112х = 726 -6
6 +224х- 726= 0 |:2
3 +112х -363 = 0
Д = 16900
х= 3
х= -
х ≠11
х≠ -11
х = 3 = посторонних корней нет.
х = -
Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 3.
Итак, 3 км/ч -скорость течения реки .
Ответ. 3 км/ч .
Задачи на работу
Работу характеризуют три компонента действия:
- Время работы
- Объем работы
- Производительность (количество произведенной работы в единицу времени).
Существует следующее соотношение между этими компонентами:
- Объем работы = время работы • производительность
Задачи на совместную работу
Задачи на движение
А (работа)
S (расстояние)
Р (производительность)
V ( скорость)
t (время)
t (время)
Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 1 минуту быстрее чем первая труба. Пусть (х) л/мин воды пропускает вторая труба, тогда первая труба пропускает ( х − 1) л/мин.
А (S),л
Первая
Р (V),л/мин
Вторая
110
t ,мин
х-1
110
110/(х-1)
х
110/х
Известно,что резервуар объемом 110 литров первая труба заполняет на 1 минуту дольше, чем вторая труба, отсюда имеем: на 1 минуту.
Составим и решим уравнение: - = 1 | ∙х(х-1) ≠ 0
х ≠0, х ≠ 1
110х-110(х-1)= х(х-1)
110х-110х+110= -х
-х -110= 0
х= -10
х= 11
х ≠0
х ≠ 1 = посторонних корней нет.
х=-10
х= 11
Т.к Р(v) 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 11.
Итак, 11 л/мин воды пропускает вторая труба.
Ответ. 11 л/мин .
На изготовление 416 деталей первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий на изготовление 546 таких же деталей. Известно, что первый рабочий делает за час на 5 деталей больше, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий? Пусть (х) деталей в час делает первый рабочий.
A , всего деталей
I
P, дет/ч
II
416
t, ч
х
546
416/х
х-5
546/(х-5)
Известно, что первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий, отсюда имеем: на 10 ч.
Составим и решим уравнение: - = 10 | ∙х(х-5) ≠ 0
х ≠0, х ≠ 5
х= 26
х= -8
х ≠0
х ≠ 5 = посторонних корней нет.
х=-8
х= 26
Т.к количество деталей- число положительное, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 26.
Итак, 26 деталей в час делает первый рабочий.
Ответ. 26 деталей .
Игорь и Паша красят забор за 9 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 12 часов, а Володя и Игорь за 18 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор, работая вместе ? Пусть 1 –вся работа. Р=А/t Здесь работают трое, переменных в этой задаче будет три. Пусть х — производительность Игоря, у — производительность Паши, а z — производительность Володи. Работа равна единице.
х+у
А – объем работы
Р-производительность
у+z
1
t-время
х+z
1
1/9
х+у+z
1/12
9
1
1/18
1
12
18
1/?
?
Игорь и Паша красят забор за 9 часов. При совместной работе производительности складываются.
Запишем уравнение (х+у) 9= 1.
Игорь и Володя красят забор за 12 часов, аналогично: (y+z) 12=1.
Володя и Игорь красят забор за 18 часов, значит: (x+z) 18=1.
Имеем три уравнения с тремя неизвестными. Составим и решим систему уравнений:
В данном случае можно вычислять переменные по отдельности, но лучше сложить все три уравнения. Получим, что:
Значит, работая втроем, Игорь, Паша и Володя красят за час одну восьмую часть забора. Таким образом, весь забор они покрасят за 8 часов.
Ответ: 8ч.
Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»
В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение:
- концентрация (доля чистого вещества в смеси);
- количество чистого вещества в смеси (или сплаве);
- масса смеси (сплава).
Соотношение между этими величинами следующее:
- масса смеси • концентрация = количество чистого вещества
Схему оформляют в виде прямоугольников, разделённых пополам.
Имеется два сплава . Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение.
Пусть (х) кг-масса первого сплава.
% кг % кг % кг
15
х
+
65
200-х
=
30
200
Составим и решим уравнение:
0,15х + 0,65 ∙ (200-х) = 0,3 ∙ 200
0,15х +130 -0,65х = 60
- 0,5х = 60 – 130
- 0,5х = -70
х =140.
Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, тогда
200- 140= 60(кг) нужно взять второго сплава.
Ответ. 140 кг, 60 кг.
2 способ решения.
Пусть (х) кг-масса первого сплава, (у) кг-масса второго сплава.
% кг % кг % кг
15
х
+
65
у
=
30
200
Составим и решим систему уравнений:
0,15х + 0,65у = 0,3 ∙ 200
х + у = 200
х =200-у
0,15 ∙ (200-у) +0,65у = 60
30 - 0,15у + 0,65у = 60
0,5у = 30
у= 30:0,5
у = 60.
х =200-60 = 140.
Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, второго -60 кг.
Ответ. 140 кг, 60 кг.
В сосуд, содержащий 5 литров 27-процентного водного раствора вещества, добавили
4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение.
Пусть (х) %- концентрация получившегося раствора.
% л % л % л
27
5
+
0
4
=
х
9
Составим и решим уравнение:
0,27 ∙ 5+ 4 ∙ 0 = 0,09х
0,09х = 1,35
х = 1,35:0,09
х = 15.
Итак, 15% -концентрация получившегося раствора.
Ответ. 15%.
Задачи на проценты
Процентом числа называется его сотая часть.
Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами:
- нахождение процентов от числа;
- нахождение числа по его процентам;
- нахождение процентного отношения чисел.
На пост главы администрации города претендовало три кандидата: Журавлёв, Зайцев, Иванов. Во время выборов за Иванова было отдано в 2 раза больше голосов, чем за Журавлёва, а за Зайцева — в 3 раза больше, чем за Журавлёва и Иванова вместе. Сколько процентов голосов было отдано за победителя?
Решение.
Заметим, что победителем на выборах окажется Зайцев.
Пусть (x) – количество процентов голосов, отданных за Иванова и Журавлёва.
(зх)- за Зайцева .
Составляем и решаем уравнение:
x + 3x = 100
4x = 100
x = 100:4
х= 25.
Итак,25% голосов отдано за Иванова и Журавлёва.
25 ∙ 3 = 75(%) - за Зайцева .
Ответ. За победителя Зайцева было отдано 75 % голосов.
Задачи на процентное содержание влаги
Свежие фрукты содержат 93% воды, а высушенные — 16%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 21 кг высушенных фруктов?
Решение.
Заметим, что при сушке фруктов вода испаряется, поэтому необходимо рассматривать не количество воды, а количество питательного вещества, которое остается неизменным.
Пусть (х) кг требуется свежих фруктов.
Свежие фрукты содержат 100% − 93% = 7 % питательного вещества, а высушенные —
100% − 16% = 84 %.
Тогда сухая часть в них (полностью без воды) составит (0,07х) кг.
Сухая часть в 21 кг высушенных фруктов составит (0,84∙21) кг.
Составим уравнение: 0,07х = 0,84∙21
Решив уравнение, получим х=252.
Ответ: 252 кг.
Типичные ошибки при выполнении 21 задания
- Неверное составление уравнения ( системы уравнений).Причина: неверное понимание условия задачи.
- Время переводится из секунд в часы, но допускаются ошибки.
- Не выполнен перевод единиц измерения.
- Не выполнен перевод в ответе км в м.
- Вычислительная ошибка( -7+5=2 не является вычислительной ошибкой)
Рекомендации:
- Если не владеете символикой, не используйте ее.
- Очень важно то, что вы пишите в ответ. Ответ писать с наименованием величины.
- Учить приемам самопроверки.
Способы проверки решения задачи
- Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач не применим.
- Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, рассуждение, но громоздкий и отнимает много времени.
- Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом.
Спасибо за внимание !