Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –
городской округ город Скопин Рязанской области
391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6, тел. (49156) 5-12-31 факс: (49156) 5-12-31 e-mail: school4skopin@yandex.ru
ДОКЛАД
на тему:
« Приемы и способы индивидуальной работы с учащимися на разных этапах урока»
Подготовила:
Гришенко Г.В.
2019 год
Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от учащихся случайных умственных операций: анализ; обобщение; классификация; изучение причин; проигрывание возможных воздействий; стратегия предотвращения ошибок; умение придумать, продолжить, закончить (напр., рассказ).
Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем, согласно требованиям, на уроке индивидуальная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизация умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к интеллектуальной длительной деятельности.
Индивидуализация обучения – это учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.
На практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений.
Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
Наиболее часто употребляемый вид индивидуального подхода – это деление коллектива на группы с учетом их учебных возможностей.
Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи, с большим интересом работают над различными источниками знаний. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Как правило, развиты интересы к познанию закономерностей природы и мира, они отличаются высокой начитанностью. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на занятиях. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Они владеют навыками самостоятельной работы, свободно анализируют материал, выделяют существенное, обладают способностью к абстракции. Одни из них не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное, так как не обладают высокой учебной работоспособностью. Другие помедленнее усваивают материал, не сразу схватывая ключевые моменты, но достигают хороших результатов благодаря самоотверженной работе по достижению поставленных целей. Они тщательно все анализируют, совершенствуя разнообразные умственные операции. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности.
В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости и учебной работоспособности. Они не всегда имеют нужный багаж знаний, который бы служил верной опорой для усвоения новых знаний. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой и второй групп, усваивают умения и навыки.
Четвертая группа – ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются от третьей группы тем, что имеют низкий уровень обучаемости или учебной работоспособности. Ученики с низкой обучаемостью слабо воспринимают материал, не владея должным образом умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, нуждаются в специальном подходе со стороны учителя.
Поэтому, чтобы организовать продуктивную деятельность всех учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока внутриклассную индивидуализацию обучения.
Некоторые приемы и способы внутриклассной индивидуализации учебной работы с учащимися на разных этапах урока.
Психолого-педагогические исследования показывают, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно соответствует уровням развития ученика. Как уже говорилось ранее, учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто употребляемый вид индивидуального подхода на разных этапах урока.
Организация индивидуальной работы при устном опросе учащихся.
Устная работа создает благоприятные условия для проявления активной позиции сильного ученика. Он может высказывать, защищать, отстаивать свою точку зрения. На этом этапе урока ставится в пассивное положение ученик с низкими учебными возможностями. Он не может дать грамотных определений новым понятиям, не высказывает свою точку зрения по заданному вопросу, не все сразу понимает.
В таком случае, если целью устно проводимой работы является развитие речи учащихся, можно предложить слабым ученикам повторить формулировки или дать комментарии к решениям различных заданий за сильным.
Также, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт слабым ученикам при устных ответах, можно организовать занятость сильных учащихся в этот момент другой работой. Тогда им становится легче высказываться, проще обсуждать вопросы среди равных. Такая индивидуальная беседа располагает к доверительным отношениям.
При проведении устного опроса параллельно можно дать индивидуальные задания на карточках. Карточки могут быть разных видов, например:
- карточки 1вида содержат задания повышенного уровня сложности. Их выполнение требует более продвинутых технических навыков, нестандартных приемов решения, определенной сообразительности. Во многих случаях эти задачи отличаются от тех, которые имеются в учебниках.
Эти карточки даются тем учащимся, кто уже перешел рубеж обязательного уровня и может продвигаться дальше.
- использование карточек 2 вида предоставляет больше возможности для организации более тонкого индивидуального подхода к учащимся среднего уровня. Применение карточек данного вида предполагает организацию работы, при котором ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и проводится с целью проверки качества усвоения материала. В этом случае ученик проявляет полную самостоятельность. В крайнем случае, учитель оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. Для этой цели можно назначить консультантов, выбираемых из сильных учащихся. Такой контроль знаний позволяет увидеть, в чем учащиеся испытывают затруднения, какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется более легким. Этот оперативный контроль и своевременная помощь способствуют успешному обучению школьников среднего уровня успеваемости.
- учащимся низкого уровня успеваемости можно предложить карточки 3 вида (карточки – «подсказки»). Известно, что отдельные ученики усваивают материал только после неоднократного разбора и не удерживают в памяти громоздких определений и алгоритмов. Также зачастую слабые ученики не знают с чего начать решать задачу и по этой причине не решают ее вовсе.
При проведении устного опроса некоторых учеников, работающих по карточкам, можно вызвать выполнить свое задание на доске. В этом случае проверка этих карточек осуществляется с помощью всего класса или с помощью назначенных учеников – консультантов. Такая общая проверка дает возможность учащимся ознакомиться с решениями большого количества заданий по изучаемой теме. Индивидуальную работу по карточкам можно использовать не только при устном опросе, а также и на других этапах урока.
Индивидуально-групповая работа в процессе получения и применения знаний.
Учебные возможности школьников могут меняться. Поэтому четкое разделение учащихся на определенное количество групп в зависимости от успеваемости практикуется не так часто. Обычно используется деление на 4 группы. Это учащиеся с высшими, высокими, средними и низкими учебными возможностями (характеристика дана выше).
Индивидуальный подход при индивидуально-групповой работе заключается в овладении знаниями разных групп учеников с учетом их учебных возможностей. Это можно осуществить различными способами.
Так, например, при изучении нового материала можно изложить материал всем. Затем ученикам первой и второй групп предложить самостоятельно работать либо над разбором доказательств сообщенных фактов, либо с дополнительной информацией, изложенной в некоторых учебниках мелким шрифтом. Ученики с высокими учебными возможностями отличаются познавательной самостоятельностью, они стараются углубить свои знания, проявляют интерес к предмету. А с учащимися третьей, четвертой групп материал разбирается вторично, уточняются и разъясняются непонятные моменты.
При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, можно дать индивидуальные задания у доски для нескольких учеников с высокими учебными возможностями. Задания позволяют этим ученикам, используя пройденное, прийти к новому материалу самостоятельно. И на решенных примерах с основным составом класса далее разбирается новый материал обычным способом, разъясняя каждый этап.
На этапе применения учащимися знаний на практике можно сначала дать решение заданий по образцу. Затем основная часть класса получает задания репродуктивного характера, а со слабыми учениками разбирается применение материала на простейших примерах еще раз.
На последнем этапе формирования умений и навыков предлагаются задания соответствующего типа каждой группе учеников. Задания для групп отличаются не объемом, а типом конструкции и соответствуют их учебным возможностям. Работая с этими заданиями, ученики проявляют полную самостоятельность.
Индивидуально-групповая работа способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности деятельности всех учеников. При такой организации работы каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке.
Индивидуальный подход в письменных работах.
Определив уровень достижения каждого ученика, ориентируясь на усвоение им знаний и умений, для удобства работы на уроке можно посадить на 1 вариант учащихся посильнее, на 2 вариант - слабее.
При проведении письменных работ индивидуальный подход осуществляется разными способами, но чаще применяется индивидуализация заданий.
Работы по формированию знаний, предназначенных для первичного их закрепления, можно провести по двум вариантам. 2 вариант получает более легкие задания, для успешного выполнения которых они должны применить знания на уровне минимальных программных требований. Их знания еще не прочны, есть некоторые неясные моменты, неточность воспроизведения. 1 вариант получает задания как репродуктивного, так и вариативного характера, что обогащает работу и дает возможность ученику проявить свои математические способности.
Проверка таких самостоятельных работ своевременно дает картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Именно такая работа позволяет получить информацию, дающую возможность мотивированно осуществить индивидуальный подход к учащимся на последующих уроках. Тестирование на данном этапе урока гораздо полезнее, так как при выполнении этого вида работы требуется не запоминание определений сразу после объяснения материала, а усвоение понятий.
Некоторые самостоятельные работы, предназначенные для отработки обязательных навыков, можно организовать следующим образом. Каждое задание содержит несколько подзаданий, обозначенных в скобках. В каждом подзадании содержатся упражнения дублирующего характера, но более простые. Эти задания представляют собой цепочку подобранных упражнений на отработку важнейших элементов пройденной темы. Это позволяет учащимся индивидуально подобрать себе задания в зависимости от учебных возможностей. Так, например, если учащийся, двигаясь по упражнениям, доходит до более сложного задания поискового характера и не может с ним справиться, то он обычно перестает работать и ждет окончания самостоятельной работы. В данном случае ему предоставляется возможность решить более простые задания, расположенные в скобках. Выполняя их, он может более тщательно отработать навыки.
Также индивидуализировать письменный контроль знаний учащихся можно, подбирая задания нескольких степеней сложности.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач, она успешно применяется при программированном обучении, при изучении иностранных языков в лингафонных кабинетах, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков.
Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Проведенные исследования показали, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации.