Практическая работа к теме 3.6. Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка
- Успешные педагогические технологии, приемы, методы, которые позволили добиться намеченных результатов
Педагогическая технология подразумевает ответы на вопросы: как сделать? Из чего? Какими средствами?
Они помогают учащимся в смоделированной среде отработать конкретные навыки, почувствовать себя на месте другого человека, получить новый опыт в безопасных условиях.
- Технологии групповой работы
Технология организации работы в малых группах предусматривает решение ряда существенных вопросов: выбор принципа формирования групп, определение их состава и комплектование, размещение учащихся на рабочих местах, выбор способа работы в группе и т.п.
- Технологии межличностной коммуникации
Одна из главных технологий в работе классного руководителя, которая помогает провести мозговой штурм, использовать дебаты и др.
- Технология развития критического мышления (ТРКМ).
В основе технологии лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
- Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД)
Основу технологии составляет организация коллективных творческих дел.
- Технология «Коллективный способ обучения» (КСО)
Технология предполагает организацию сотрудничества учащихся в парах постоянного и сменного состава.
- Технология проблемного обучения:
Данная технология предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
- Создание проблемной ситуации на занятии
При проблемном обучении педагог остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека, сообщающего информацию в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает мыслительные операции обучающихся, исправляет ошибки.
- Технология полного усвоения
Технология задает единый для обучающихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
- Технология портфолио Данная технология за счёт своей гибкости, расширяет пространство и формы своей реализации. В данном конкретном случае используется при работе с Дневником занятий «Разговоры о важном»
При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» в центре внимания педагога должны быть те педагогические технологии, которые инициируют субъектную позицию и повышают активность обучающихся.
2. Анализ способов организации рефлексии
у обучающихся, форм ее выражения, проявления рефлексивного действия, а также установления их связей с применяемыми технологиями, методами, приемами.
Рефлексия может осуществляться на разных этапах урока, с разной целью.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Смайлики
- Сигнальные карточки
- Разноцветные ладошки
- Светофор
- Доброе сердце
- Продолжи фразу и другие
- Лесенка Успеха
- Все в моих руках
- Ответы на вопросы
- Волшебные линеечки
- Светофор и другие
- Рефлексия содержания учебного материала
- Гора
- Светофор
- Дерево
- Таблица
- Незаконченное предложение
- Рефлексивный экран
- Кластер
- Синквейн
- ПОПС-формула
- Фиксация неудачного профессионального опыта, анализ причины неудачи. Определение ресурсов научно-методического сопровождения Вашего региона, сетевых ресурсов, которые могут помочь в преодолении возникших затруднений.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3-4 классов
по теме «КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!»
Цель занятия: – сформировать у обучающихся первоначальные сведения о государственном празднике «День народного единства» (4 ноября); – вызвать у детей интерес к изучению истории России.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные: – первоначальная сформированность у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению.
Метапредметные: – проявление первоначальных умений анализировать текстовую и видеоинформацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику «День народного единства».
Цели занятия, поставленные федеральным компонентом, были достигнуты, занятие прошло в соответствии с методическими рекомендациями. Трудности возникли при подборе регионального компонента. В региональном компоненте использовали материал по национальному составу населения Московской области. Совершили виртуальную экскурсию в этнопарк «Кочевник» и в центр населения коренных народов Крайнего Севера, чукотское стойбище «Хаски Парк».
Необходимо обратить внимание на более тщательную подготовку при подборе материалов регионального компонента с учетом требований и задач, поставленных федеральным компонентом.
- Отбор на основе анализа позитивного и отрицательного опыта проведения занятий «Разговоры о важном» ключевые показатели успешности проведения занятия.
Ключевые показатели успешности проведения занятий: Интерес обучающихся к теме, к занятиям в целом. Активность обучающихся, готовность участвовать в общем деле, выполнять коллективные и творческие работы. Каждый обучающийся на таких занятиях становится субъектом собственной деятельности. Появляется возможность и желание высказать свою точку зрения и доказать её. Обучающиеся ведут диалог не только с одноклассниками и педагогом, но диалог на заданную тему продолжается и дома, с родителями, т.к. занятия построены таким образом, что они выходят за рамки 30-минутного урока.
- Критерии и параметры оценки эффективности деятельности с точки зрения аксиологического подхода.
Аксиологический подход эффективности деятельности классного руководителя – критерии:
- педагог как носитель базовых национальных ценностей, как высшая ценность, как субъект, способный к организации своей деятельности в работе с обучающимися на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
- педагог должен быть для ребят примером и в какой-то степени другом, которому ребята могут доверять.
- Формулировка на основании определенных критериев
и параметров оценки ключевых показателей, которые составят основу чек-листа.
Ключевые показатели:
- Тема внеурочного занятия
- Активность обучающихся, включение в деятельность
- Выполнение коллективных творческих дел, совместная деятельность в группе
- Групповая и индивидуальная рефлексия
- Конечный результат (цель)
- Знакомство и принятие базовых ценностей
- Психологический климат (помощь, доверие)
- Обратная связь
7. Составьте ранжированный список сформулированных ключевых показателей.
Ранжированный список ключевых показателей:
- Тема внеурочного занятия
- Конечный результат (цель)
- Активность обучающихся, включение в деятельность
- Знакомство и принятие базовых ценностей
- Выполнение коллективных творческих дел, совместная деятельность в группе
- Психологический климат (помощь, доверие)
- Групповая и индивидуальная рефлексия
- Обратная связь
8.Ключевые показатели в виде действий классного руководителя (куратора).
Ключевые показатели:
- Педагог – носитель базовых ценностей
- Педагог – организатор своей деятельности
- Педагог – организатор деятельности обучающихся
- Педагог – человек, которому доверяют
9. Последовательность сформулированных действий
- Педагог – организатор своей деятельности (грамотный и правильный подбор материала, изучение различных источников – ответственная грамотная подготовка к занятию)
- Педагог – носитель базовых ценностей (знание материала и правильное грамотное его применение)
- Педагог – человек, которому доверяют (доверие, поддержка, помощь, взаимопонимание)
- Педагог – организатор деятельности обучающихся (способность заинтересовать, направить, дать возможность рассуждать и доказывать; принимать точку зрения другого)
10. Формат представления чек-листа
Документ Word, размер А4.
11. Чек-лист в выбранном формате
Чек-лист для классного руководителя для организации внеурочного занятия
- Выберите тему внеурочного занятия с учетом интересов и потребностей обучающихся, а также текущей обстановки и определите его цель и задачи.
- Предварительно ознакомьте с темой и конечной целью обучающихся через различные удобные каналы связи
- Составьте план-сценарий занятия или воспользуйтесь готовым сценарием, в том числе с учётом возрастных особенностей обучающихся,
- При подготовке занятия используйте презентации, полезные ссылки, фото (изображения), видеоролики.
- При необходимости подключите к процессу подготовки обучающихся, заранее распределив задания.
- Сохраняйте на протяжении всего занятия микроклимат, доброжелательную атмосферу.
- Проведите рефлексию занятия.
12. Самооценка выполненной работы с критериями, каждый положительный ответ - 1 балл
Критерии оценивания:
Критерий оценивания
|
Баллы
|
Чек-лист озаглавлен, в заголовке сформулирована цель
|
1/0
|
Все формулировки позиций чек-листа определены в соответствии с единой целью
|
1/0
|
Формулировка каждого пункта изложена кратко и понятно
|
1/0
|
Пункты чек-листа ранжированы, отражают последовательность действий классного руководителя (куратора)
|
1/0
|
Сложные задачи представлены в виде тематических разделов
|
1/0
|
Позиции чек-листа представлены в логике «один пункт — одно действие»
|
1/0
|
Сформулированы ключевые показатели эффективности, универсальные при проведении каждого занятия
|
1/0
|
В формулировке ключевых показателей содержится оценочный компонент, позволяющий определить эффективность классного руководителя (куратора)
|
1/0
|