СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования приемов технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Приемы использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»

Приемы использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Приемы использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности».

Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Технология проблемного обучения ставит несколько задач: 1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы; 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

В зависимости от уровня независимости учеников в ходе создания и разрешения проблемы ситуации размечают четыре технологических уровня обучения задач: уровень полуавтономной деятельности уровень обычной деятельности уровень независимой деятельности уровень творческой деятельности Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

В зависимости от уровня независимости учеников в ходе создания и разрешения проблемы ситуации размечают четыре технологических уровня обучения задач:

уровень полуавтономной деятельности

уровень

обычной деятельности

уровень независимой деятельности

уровень творческой деятельности

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

7. предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности)

Дидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:

4. добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов

5. формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций

1. организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки

6. обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки

2. начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации

3.новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности

Прием «ключевой вопрос урока»    «Чем опасны молчалины?»,   «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?»,  «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?» «Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?»

Прием «ключевой вопрос урока» 

  «Чем опасны молчалины?»,

  «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?»,

«М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?»

«Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?»

«Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?»

 Прием «использование цитат на уроке» «Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты. Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу». - «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н. Толстой). - «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь). -«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь». (А.Н. Радищев).

Прием «использование цитат на уроке»

«Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты. Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу».

- «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н. Толстой).

- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь).

-«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь». (А.Н. Радищев).

Прием   « грамматические сказки »   «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, объясните смысл этой сказки

Прием   « грамматические сказки »

  «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, объясните смысл этой сказки

Прием «проблемная ситуация» Ш..пот- ш..рох Ж..лтый- крыж..вник Ч..рный- ш..в Фиксируем опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного  О  или  Ё  под ударением. Это служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву –  О  или  Ё  – нужно писать под ударением после буквы шипящего?  Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы  Ё  на  Е  в корнях однокоренных слов: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы  Ё  или  О  после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Прием «проблемная ситуация»

Ш..пот- ш..рох

Ж..лтый- крыж..вник

Ч..рный- ш..в

Фиксируем опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного  О  или  Ё  под ударением. Это служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву –  О  или  Ё  – нужно писать под ударением после буквы шипящего?  Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы  Ё  на  Е  в корнях однокоренных слов:

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы  Ё  или  О  после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Прием «использовании ошибки » тема «Склонение порядковых числительных» Рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»). Приём « использование мнимой ошибки» . Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2 формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

Прием «использовании ошибки »

тема «Склонение порядковых числительных»

Рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»).

Приём « использование мнимой ошибки» . Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2 формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

 Прием   «столкновения» цитат  При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагается несколько высказываний А.С. Пушкина: - «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»; -

Прием   «столкновения» цитат

При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагается несколько высказываний А.С. Пушкина:

- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;

- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

Задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает Вашу точку зрения, и обосновать этот выбор (как вариант – выбор цитаты-эпиграфа к уроку).

 Прием:    проблема «легкой» темы В начале урока предложить учащимся подумать, как можно сделать этот урок более сложным и интересным, используя в качестве намека пословицу: «Повторенье – мать ученья». Какие еще виды орфограмм связаны с этими буквами? Например, при изучении «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» в 7 классе, «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих». На уроке становится возможным повторить сходные орфограммы. В первом случае это правописание мягкого знака на конце имен существительных, прилагательных, во втором – правописание букв О и Е в окончаниях и суффиксах имен существительных, прилагательных и суффиксах наречий.

Прием:    проблема «легкой» темы

В начале урока предложить учащимся подумать, как можно сделать этот урок более сложным и интересным, используя в качестве намека пословицу: «Повторенье – мать ученья». Какие еще виды орфограмм связаны с этими буквами?

Например, при изучении «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» в 7 классе, «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих». На уроке становится возможным повторить сходные орфограммы. В первом случае это правописание мягкого знака на конце имен существительных, прилагательных, во втором – правописание букв О и Е в окончаниях и суффиксах имен существительных, прилагательных и суффиксах наречий.

 Прием «   сопоставления репродукций и произведений»  При изучении творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей можно предоставить возможность учащимся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Прием «   сопоставления репродукций и произведений» 

При изучении творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей можно предоставить возможность учащимся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами. Ш. А. Амонашвили

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

Ш. А. Амонашвили


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!