Приемы использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности».
Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Технология проблемного обучения ставит несколько задач: 1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы; 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
В зависимости от уровня независимости учеников в ходе создания и разрешения проблемы ситуации размечают четыре технологических уровня обучения задач:
уровень полуавтономной деятельности
уровень
обычной деятельности
уровень независимой деятельности
уровень творческой деятельности
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
7. предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности)
Дидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:
4. добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов
5. формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций
1. организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки
6. обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки
2. начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации
3.новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности
Прием «ключевой вопрос урока»
«Чем опасны молчалины?»,
«Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?»,
«М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?»
«Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?»
«Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?»
Прием «использование цитат на уроке»
«Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты. Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу».
- «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н. Толстой).
- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь).
-«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь». (А.Н. Радищев).
Прием « грамматические сказки »
«Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, объясните смысл этой сказки
Прием «проблемная ситуация»
Ш..пот- ш..рох
Ж..лтый- крыж..вник
Ч..рный- ш..в
Фиксируем опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Прием «использовании ошибки »
тема «Склонение порядковых числительных»
Рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиада состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»).
Приём « использование мнимой ошибки» . Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2 формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.
Прием «столкновения» цитат
При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагается несколько высказываний А.С. Пушкина:
- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;
- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";
- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";
- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".
Задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает Вашу точку зрения, и обосновать этот выбор (как вариант – выбор цитаты-эпиграфа к уроку).
Прием: проблема «легкой» темы
В начале урока предложить учащимся подумать, как можно сделать этот урок более сложным и интересным, используя в качестве намека пословицу: «Повторенье – мать ученья». Какие еще виды орфограмм связаны с этими буквами?
Например, при изучении «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» в 7 классе, «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих». На уроке становится возможным повторить сходные орфограммы. В первом случае это правописание мягкого знака на конце имен существительных, прилагательных, во втором – правописание букв О и Е в окончаниях и суффиксах имен существительных, прилагательных и суффиксах наречий.
Прием « сопоставления репродукций и произведений»
При изучении творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей можно предоставить возможность учащимся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили