Предлагаю Вашему вниманию карточки-описание практики на уроках для формирования математической грамотности в начальной школе.
Все карточки составлены по схеме:
1. Материалы - перечисление необходимого инструментария
2. Идея - краткое описание смысла приема и его отличительных особенностей
3. Как? - описание технологии приема с возможным разделением на этапы
4. Как еще? - варианты использования приема…
«Забей гол»
Материал: ворота с выражениями, футбольные мячи с результатами.
Идея: Данный прием позволяет формировать навыки устного счета, сравнения чисел, выражений, величин.
Как? Учитель выставляет ворота с выражениями. Нужно найти и «забить» мяч с правильным ответом в ворота.
Как еще? Можно поставить лишний мяч. Для него нужно будет придумать выражение.
Как еще? В ворота можно разместить выражения на сравнения чисел, выражений, величин, а на мячах будут знаки .
«Домино»
Материал: карточки с точками, цифрами и объектами. Объектами могут быть предметы мебели, дикие звери, домашние животные, птицы и др.
Идея: Данный прием позволяет формировать умение соотносить число и количество предметов.
Как? Учитель выставляет первую карточку домино. Дети должны найти у себя карточку с соответствующим числом, количеством точек или объектов.
«Сортировка»
Материал: карточки с различными величинами, числами (однозначными, двузначными, круглыми), геометрическими фигурами.
Идея: Данный прием позволяет закрепить умение классифицировать данные по общим признакам.
Как? Учащимся предлагается разложить карточки на группы по заданному общему признаку.
Данное задание можно выполнять в парах и группах.
«Я – цифра»
Материал: карточки с цифрами от 0 до 9.
Идея: Данный прием позволяет закрепить знание нумерации чисел, тренирует навыки счета, сосредоточенность, внимание.
Как? У учащихся таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры, предлагает назвать следующее число, предыдущее… Встаёт и выходит (выходят) ученик, у которого есть цифра-ответ.
В случае двузначного ответа должны встать два ученика.
Как ещё? Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.
Как ещё? Можно для отработки многозначных чисел разряды чисел обозначить разными цветами.
«Озадачили?!»
Материал: карточки с текстами.
Идея: Данный прием позволяет формировать умение находить среди записей задачи, дополнять их отсутствующим компонентом, подбирать нужное арифметическое действие для решения, преобразовывать задачи, изменяя условия и вопрос.
Как? Дано несколько текстов. Необходимо найти среди них задачи. А остальные тексты преобразовать в задачи.
Как ещё? Среди задач найти такие, которые решались бы сложением (вычитанием). Составить задачи, обратные данной.
Как ещё? Выбрать задачу и изменить условие или вопрос так, чтобы она решалась двумя действиями.
Данное задание можно выполнять в парах и группах.