СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы изучения биографии писателя на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье аргументированно показана роль изучения биографии писателя на уроках литературного чтения. Кроме того перечислены приемы, которые  целесообразно использовать  как элементы биографического метода, что способствует подготовке детей к восприятию и анализу изучаемого литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы изучения биографии писателя на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности младших школьников»

Приемы изучения биографии писателя на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности младших школьников


Н.В. Соловей – преподаватель частных методик педагогического колледжа

Аннотация. В статье аргументированно показана роль изучения биографии писателя на уроках литературного чтения. Кроме того перечислены приемы, которые целесообразно использовать как элементы биографического метода, что способствует подготовке детей к восприятию и анализу изучаемого литературного произведения.

Проблема формирования читательской грамотности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания грамотного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначены основные требования государства к первой ступени школьного образования, которое «направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» [1].

В соответствии с указанным ФЗ разработан Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где прописаны основные цели и задачи, направленные в том числе на формирование читательской грамотности через понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций [2].

Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.

В современной науке проблемой развития читательской деятельности у младших школьников занимались такие известные психологи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, И.П. Подласый, И.И. Тихомирова.

Особенности детского восприятия изучал Л.С. Выготский, отмечая значимость развития способности удивиться событию, явлению, человеку: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Это касается и восприятия детьми биографического материала.

Методической основой изучения литературного чтения выступает учебно-методический комплекс, разработанный В.М.Бойкиной, Л.А.Виноградской, М.В.Головановой, В.Г.Горецким, Л.Ф.Климановой (образовательная система «Школа России»). Комплекс включает в себя следующие методические компоненты: учебники для 1-4 классов (в 2 частях), рабочие тетради (1-4 класс), методические рекомендации, пособия.

Его содержание определяет образовательный процесс, методы и приёмы формирования читательской грамотности. Кроме того, учебники содержат сведения о писателях, чьи произведения включены в программу, иллюстрации к текстам, портреты авторов, на разворотах помещены фотоматериалы. Всё это способствует, по мнению составителей УМК, формированию читательских умений.

В каждом литературном произведении отражается личность писателя, выражается авторская позиция, без усвоения которой нельзя привести школьников к полноценному и глубокому пониманию художественного текста, а значит нельзя сформировать компетентного грамотного читателя.

Необходимость изучения биографии писателя аргументирована в работах Г.Г. Граник, В.М. Жирмунского, В.Г. Зимченко, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе, Л.А. Концевой и некоторых других учёных.

Изучение биографии писателя, по мнению исследователей, помогает уловить органическое единство человека и художника и таким образом глубже понять само произведение. Личностный фактор художественного творчества неустраним в принципе, он присутствует не только в самом процессе создания произведения, но и в готовом продукте - повести, рассказе, стихотворении, в форме индивидуального стиля, личного жизненного опыта, переплавленного в процессе художественного труда. Современному литературоведению свойствен личностный, а значит и биографический подход к творчеству писателя [5].

Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Это - один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как главный, определяющий момент творчества. Биографический метод связан с отрицанием литературных направлений, течений, школ и с широким использованием субъективных импрессионистических оценок [3].

Е.Н.Тимофеева даёт следующее определение биографическому методу: способ восприятия, анализа и оценки художественной литературы, при котором биография и личность писателя становится определяющим моментом творчества.

Б.Г. Ананьев, акцентируя внимание на способах получения информации о писателе, даёт следующее определение: собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека).

Таким образом, биографический метод предполагает собирание, анализ и оценку фактов биографии писателя, помогающих понять личность автора.

О внимании к личности художника и той «почве», на которой родился и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего - человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других» [4]. Этот сложный комплекс жизненных влияний, воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества.

Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературы, давно является объектом пристального внимания и споров педагогов и методистов. Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. В изложении биографий и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков.

Однако ученые отмечают, что биографический метод наиболее продуктивен в отдельных случаях [5]:

1. Изучение творческого пути, творческой эволюции художника; при этом биография писателя становится основой для периодизации его творческого наследия; напр., творческий путь Пушкина (лицейская, послелицейская лирика, Михайловская, Болдинская осень и др.)

2. Изучение автобиографических жанров: факты личной жизни, опыта становится объектом художественного исследования. Автобиографический персонаж отделяется от автобиографической личности; собственно от автобиографического писателя. В автобиографической прозе чаще всего появляется герой с другим именем (Николенька Иртеньев - в трилогии Толстого; у Горького - от 1 лица говорящий, но все равно это персонаж, а не сам писатель).

На уроках литературного чтения, по мнению исследователей, целесообразно использовать элементы биографического метода, цель которого – подготовка к восприятию и анализу изучаемого литературного произведения.

Образовательная задача заключается в знакомстве школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи.

Значительна воспитательная функция биографического материала – на примере жизни выдающегося человека происходит самоактуализация личности школьника, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию [30].

Ю.М. Лотман отмечает, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [21, с. 47]. Поэтому ученые рекомендуют педагогам начальной школы целенаправленно включать в уроки литературного чтения информацию о биографии писателя, тесно связанную с изучаемым произведением.

Очень важно, отмечают исследователи, чтобы детям было понятно и интересно знакомство с автором. Не случайно в детской литературе подобраны именно те писатели, которые вызывают интерес у учащихся. Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

Исследования, проведенные Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, показывают, что биография писателя может являться средством возбуждения и поддержания познавательного интереса к писателю и его творчеству в целом, если предлагаемую младшим школьникам информацию отобрать и преподнести оптимальным образом.

Учеными были сформулированы основные положения, которым должно соответствовать содержание рассказа о биографии писателя [5].

1. Отражение в биографических сведениях непосредственной связи с конкретным изучаемым текстом.

2. Обязательное наличие в биографической справке кратких сведений об эпохе.

3. Упоминание 1–2 имен других писателей с целью формирования целостного представления об истории литературы, литературном процессе.

4. По возможности в рассказе о биографии писателя должна прослеживаться связь с местностью, в которой проживают учащиеся.

5. Руководствуясь принципом целесообразности, следует использовать современные средства наглядности и ИКТ.

6. Не следует повторять сведения, отраженные в учебнике, необходимо дополнять их.

Названные положения должны соотноситься с основными требованиями, предъявляемыми методикой к данному виду работы. В частности, биография писателя должна:

- быть доступной, соответствующей возрасту учащихся;

- вызывать интерес к творчеству;

- носить в равной степени обучающий и воспитывающий характер.

В учебниках-хрестоматиях образовательной системы «Школа России» (учебник-хрестоматия Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой) информация о биографии отдельных писателей и поэтов представлена в авторских текстах. Основной материал по биографии и творчеству писателя выбирает сам учитель в зависимости от идеи урока. Рекомендаций по работе с фактами биографии авторы учебников не предлагают, поэтому выбор методов и приёмов, с помощью которых дети будут знакомиться с биографией писателя, зависит только от учителя. Именно учитель выбирает приёмы, наиболее эффективные для данного урока в данном классе [6 ].

Исследователи отмечают, что выбор методического приёма изучения биографии писателя тесно связан с этапом урока литературного чтения, на котором выбранный приём может быть применён. В начальной школе обращение к биографии писателя возможно на этапе подготовки к восприятию и на обобщающем этапе урока [30]. На этапе подготовки к восприятию художественного произведения целесообразно использовать, по мнению ученых, такие приемы, как краткий рассказ о писателе, «Страницы биографии», беседа, выставка книг, заочная экскурсия и другие.

На этапе обобщения рекомендуют использовать игровые приемы (например, «Найди ошибку»), перекрестные вопросы, просмотр документального фильма с предварительными вопросами к нему, обсуждение фрагментов воспоминаний о детстве писателя, его родителях, викторины по биографии, литературные диктанты, кроссворды, телемосты или конференции с писателем и другие.

Представим основные приёмы изучения биографии писателя.

  1. «Страницы биографии» (данный прием заключается в том, что детям предлагается не вся биография писателя, а лишь информация о наиболее ярких, нравственно значимых периодах жизни автора).

  2. Заочная экскурсия (использование приема предполагает предварительную подготовку и вовлечение в действие учащихся. Работа проходит в несколько этапов. На первом этапе ученики получают индивидуальные задания. Например: кто-то станет историком, кто-то возьмет на себя роль писателя и т. д. На втором этапе каждый ученик выступает в своей роли, используя собранные сведения. На уроке по ходу экскурсии ребята получают дополнительное задание на внимательность).

  3. Викторина по биографии писателя (проводится в 3-4 классах при изучении биографии детских писателей и поэтов, с творчеством которых учащиеся знакомятся из класса в класс. Ученые рекомендуют 5-6 вопросов-заданий, с использованием иллюстраций и текстов произведений).

  4. Игра «Найди ошибку» (учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает тексты с биографией писателя, в которых есть ошибки. Количество ошибок учитель может сообщить группе. Необходимо найти ошибки, исправить их и доказать правильность выбора. Можно использовать игру и во время повторного рассказа биографии писателя).

  5. Перекрестные вопросы.

  6. Литературный диктант (литературные диктанты подобны тестовым заданиям; учащимся необходимо выбрать один или несколько правильных ответов; проводятся в начале урока (проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний) или в конце при подведении итогов урока).

  7. Телемост (конференция) с писателем (данный прием предполагает, что учащиеся могут задавать вопросы автору текста (в роли писателя выступают поочередно участники, заранее подготовленной, экспертной группы). Вопросы, задаваемые участниками экспертной группы или преподавателем должны носить характер жизненных ситуаций, нравственного выбора, ценностных ориентиров).

  8. Просмотр кинофильма.

  9. Слово о писателе (эмоциональный рассказ об авторе, его творческих взглядах, нравственных ценностях, многогранности личности обеспечивает нравственное воздействие биографии писателя на учащихся).

  10. Работа с портретной галереей (учащимся предлагаются портреты писателей (3-4). Среди портретов писателей, знакомых детям, помещается портрет автора, с которым они будут знакомиться на уроке. Прием позволяет повторить сведения о писателях и поэтах, предположить связь между ними, спрогнозировать жанры, темы, с которыми будут знакомиться на уроке, подготовят к восприятию произведения).

Анализ УМК образовательной системы «Школа России» показал, что учебники литературного чтения содержат портреты писателей и поэтов; авторские тексты об особенностях творчества авторов, предполагающие беседу по вопросам, чтение по ролям, составление своих вопросов товарищу и т.д.; развороты с иллюстративным биографическим материалом (например, по творчеству А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого), на которых фотографии детских лет писателей, архивных документов, музеев и памятников, рукописей. Если разные произведения одного писателя изучаются из класса в класс, то учителю достаточно сложно подобрать биографический материал, который сможет показать автора по-другому, раскрыть те стороны его биографии и характера, с которыми обучающиеся еще незнакомы, но которые соответствуют их возрасту. Например, произведения Л.Н. Толстого изучаются во всех классах начальной школы. Учащиеся 4 класса уже достаточно знакомы с этим писателем, поэтому на уроках, посвященных изучению автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», возможно использование видеофрагмента, в котором показана повседневная жизнь писателя.

Таким образом, знакомство с биографией писателя - необходимое условие понимания творчества писателя, это не дополнение к изучаемым художественным произведениям, а один из способов обратить читателя к книге.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Фед. Закон [принят Гос. Думой 29.12.2012г. №273-ФЗ] – М.: Изд-во «Омега», 2020. – 149 с. – (Законы Российской Федерации).

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М – во образования и науки Рос. Федерации. –2-е изд. – Введ. 06.10.2009 г., № 373. – С изм. и доп. в ред. от 31 декабря 2020 г. – 7-е изд. М.: Просвещение, 2020. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу в 1847 году. [Электронный ресурс] // В. Г. Белинский. Статья первая. – URL: https://kartaslov.ru.

4. Биографический метод в литературоведении [Электронный ресурс] // Проза.Ру. – URL: https://proza.ru.

5. Граник Г.Г. Биография писателя как средство возбуждения и поддержания познавательного интереса к писателю и его творчеству [Электронный ресурс] // Граник Г.Г., Концевая Л.А. Мир психологии. - 2006.- № 3. С. 23. – URL: https://multiurok.ru.

6. Черногрудова Е.П. К вопросу о знакомстве младших школьников с биографией писателя [Электронный ресурс]//Начальная школа. – 2016. - № 8.- С. 33-37. – URL: http://n-shkola.ru.