СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы коучинговых технологий в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы коучинговых технологий в образовательном процессе»

С 1 сентября этого (2024) года действует ФГОС начального общего образования 3 поколения. Перед школой стоят задачи, направленные на воспитание и развитие личности, способной учиться.

Для осуществления этих задач, а также для повышения качества образования учителям приходится наряду с традиционными методами обучения, осваивать инновационные технологии. Рассмотрим один из таких ресурсов- коучинговые технологиии.

В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. 

Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост.

Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).(только на слайде)

Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. А именно Коучинг не учит, а помогает учиться.

Поэтому, главная задача коучинга в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования.

Основной инструмент коуч-технологии – это вопросы.

Они приглашают к самоанализу (приглашают человека посмотреть внутрь себя), открывают дополнительные решения и ведут к инсайту (приглашают посмотреть в будущее) 
Приведём примеры открытых (сильных) вопросов. 
В начале учебного года можно сделать прогноз на учебный год.
-С какой целью пришли в 4 класс?
-А зачем это тебе?
-Почему это так важно….(из ответов детей, с какой целью пришли и зачем)?
-Как узнаешь, что ты достиг этого?
-Насколько это реально для вас сделать?
-А кто или что вам  в этом поможет?
-Какие  качества вам в этом помогут?
-Как вы будете себя ощущать, когда вы достигнете своей цели?

Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.


На каких этапах урока уместно использовать коучинг?

- На всех.

Начнем с формулировки темы урока учащимися. Урок является частью системы, значит необходимо наметить в конце текущего урока тему для следующего урока. Рассмотрим на примере изучения раздела «Слово в языке и речи» (Русский язык 4 класс) Сегодня мы узнали, что такое лексическое значение слова. Это то, что обозначает слово. Бывает ли у слов близкое значение? А противоположное? Что нам необходимо рассмотреть на следующем уроке? (синонимы и антонимы). Вот таким простым способом мы можем помочь детям самим формулировать тему урока. Это просто надо делать «вчера». А сегодня нам пора уже формулировать цели урока. Для этого в коучинге есть чек-лист для постановки «умных» целей- это модель достижения целей «SMART».

Постановка целей по методу SMART помогает поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели.

S (specific) - конкретная. Необходимо ответить на вопросы Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где: определить местоположение. Когда: установить временные рамки. Убедитесь, что поставленные цели конкретны, просты и понятны для самих учеников.

Кто ?- 4 а класс, Что? – хотим закрепить знания о синонимах и антонимах, уметь опознавать и подбирать синонимы и антонимы Где? – на уроке в школе. Когда? – завтра 3 уроком.

M (measurable) – измеримая. Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса, критерии оценок.

В конце урока хотим уметь видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.

А (аchievable)- достижимая. При постановке цели, вы должны быть уверены, что она достижима именно на этом уроке и именно с данными детьми.

Чтобы каждый ребенок достиг результата, учителю необходимо подготовить карточки- помощницы для учеников, испытывающих затруднения

R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

Наша речь с использованием синонимов и антонимов станет богаче, мы точнее сможем выражать наши мысли и чувства.

T (time-based) – определенная во времени. Еще она должна быть экологичной, т.е. согласовываться с другими твоими целями, не задевать интересы других, служить на общее благо.

Чтобы помочь детям научиться ставить цель, можно взять имеющиеся цели урока и замените «учащиеся должны» на «мы хотим», «мы намерены», тогда у вас получится примерно следующее:


Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

  • Мы хотим иметь представление о …

-Мы намерены распознавать …



Урок усвоения нового материала

  • Мы намерены понимать содержание…

  • Мы хотим ориентироваться в причинно- следственных связях…

  • Мы хотим уметь выявлять закономерности…


Урок формирования новых умений

- Мы хотим применять знания в стандартной ситуации…

- Мы намерены самостоятельно выполнить задание…

- Мы хотим раскрыть способ выполнения задания…



Урок закрепления нового материала

  • Мы хотим знать…

  • Мы хотим уметь (решить, провести анализ)

  • Мы хотим уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

-Мы хотим уметь систематизировать учебный материал…

  • Мы хотим уметь делать обобщение…



Урок проверки и оценки знаний

  • Мы хотим уметь узнавать при внешней опоре на образец

  • Мы хотим воспроизводить по образцу…

  • Мы намерены воспроизводить по предложенному алгоритму…

  • Мы хотим уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…



На этапе построения плана выхода из затруднения используются шкалы. Это может быть шкала понимания темы урока, шкала готовности к проверочной работе, шкала понимания тем раздела, шкала удовлетворенности собственными успехами и т.п.

На уроках эта шкала может выглядеть в виде линейки с делениями от 1 до 10. (Важно: в этой шкале не используется 0. То есть понимание или удовлетворенность не может отсутствовать полностью)


Использование такого метода измерения повышает мотивацию учащихся, т.к. представляет собой прием самопознания, самонаблюдения, самоконтроля.

Например: Могу ли я подобрать синонимы к словам.

Из-за простоты использования, наглядности и эффективности такие шкалы могут быть применены многократно во время урока. И тогда они могут соединяться в компактную фигуру «Колесо баланса», которое я применяю на этапе отработки плана выхода из затруднения. Мы определяем зону «знания» и зону «незнания» по каждому сектору, составляем пошаговый алгоритм действий (работа с правилом, поэтапная работа с орфограммой)

Например, перед проверочной работой по разделу «Слово в языке и речи» составляем «Колесо баланса»

В первый раз я раздала готовые распечатанные шаблоны для заполнения:

В ячейках рядом с секторами можно записать изученные темы раздела, а на шкалах оценить уровень своего понимания в начале урока (закрасить сектор)

  1. Лексическое значение слова

  2. Заимствованные слова

  3. Синонимы

  4. Антонимы

  5. Омонимы

  6. Фразеологизмы

Мы наблюдаем за тем, какой сектор получил самый низкий балл, анализируем, изменения в каком секторе повлияют на изменения в оставшихся секторах. С него и начинаем работу.

- Взгляните на то, что у вас получилось? В идеале должен получиться круг.

- Если бы данный круг действительно был колесом, то какие ощущения вызвала бы езда на таком колесе.

- Какие мысли приходят вам в голову?

Глядя на фигуру, можно увидеть проблемные зоны, на решение которых и надо направить усилия педагога.

- Посмотрите внимательно. И найдите тот сектор, изменения в котором сразу же повлекут за собой изменения к лучшему во всех секторах.

- Когда эти изменения произойдут, как будет выглядеть ваше колесо?

- А как, по вашему мнению, можно решить проблему «пробелов»?

Затем мы намечаем, что нужно сделать, чтобы подняться на 1 балл: повторить правило, попрактиковаться на подходящем для этого упражнении и т.д .Что нужно, чтобы подняться еще на один балл – и так до верхней точки (мы используем до 5 ).

Таким образом, учащиеся сами намечают свой собственный алгоритм действий. Так мы обеспечиваем индивидуальный подход на всех этапах урока.

Посоветовавшись, мы намечаем в классе наши ближайшие действия на «Линии времени».

Что я сделал? (выучил правило, выполнял упражнения из учебника)

Что я еще могу сделать? (поработать с тренажером, обратиться к словарю)


На этапе освоения и закрепления знаний целесообразно использовать исследовательскую работу (проблема- поиск).

В конце урока мы делаем вывод о продуктивности действий. Закрашиваем сдвиг по шкале другим цветом. Работа над «колесом» может занять несколько уроков, тогда домашнее задание учащиеся могут формулируют для себя сами, исходя из разниц отмеченных уровней и наивысшими баллами в каждом секторе. (дифференцированное домашнее задание)

На этапе рефлексии нам важно воспитывать у учащихся способность анализировать свои чувства и результаты своей деятельности. Например:

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания… я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел…

я научился…

у меня получилось … я смог…

я попробую… меня удивило… мне захотелось…

Подобные конструкции приучают обращать внимание на себя, как субъекта познавательного процесса.

Инструменты коучинга можно применять и воспитательной работе. Мы с ребятами готовимся к новогоднему огоньку. Я спросила ребят, что они хотят получить от этого праздника. «Ничего. Отдохнуть. Повеселиться. Радость. Хочу быть ведущим.»

«А зачем вам это нужно? Что вы почувствуете, когда это получите?»

Оказалось, что ребята хотят почувствовать свою значимость, поднять собственную ценность.

«Каким вы хотите видеть наш праздник?» «Весёлым. Крутым. Самым лучшим»

«А конкретно? Как украсим зал? (нарядим елку, нарисуем плакат) Какие будут развлечения? (игра Alias, новогодняя викторина, танцы – тренд, эстафеты, флешмоб) Что ещё интересного можно придумать?»

Через неделю мы обсуждали, как идёт подготовка. И тут помогло «Колесо баланса». Оно позволило наглядно увидеть, что почти готово, а где «слабое звено». После праздника – обязательный анализ. «Что ценного вы получили для себя в процессе подготовки? Чему научились? Чему удивились? Что нового испытали и узнали о себе? Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале? А если бы нам сейчас снова надо было готовить подобный праздник, что бы вы сделали уже по-другому?»

Как утверждает П.В. Плотников, применение данного подхода целесообразно не ранее старших классов школы, так как «коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформировавшейся личности, на повышение эффективности учащегося, имеющего определенный опыт, как жизненный, так и образовательный». Я считаю, что потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна в начальном образовании, т.к. именно дети младшего школьного возраста учатся ставить перед собой цели, оценивать их значимость для себя и своей дальнейшей учебной деятельности. Поэтому коуч-технологии необходимо использовать в начальной школе с целью развития у учеников навыков коммуникации и целеполагания. 


Элементы коучинга целесообразно применять и в работе с родителями Он позволяет сделать их равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате.

Например: Родитель обращается к вам с проблемой, что ребенок ничего не хочет делать дома. Мы помогаем сформулировать запрос: Как сделать так, чтобы дети выполняли каждодневные бытовые дела без напоминания. С помощью сильных вопросов выходим на формулирование цели (Хочу найти мягкие способы, как преподнести детям важность всего этого и не делать за них дела). Использую прием «Колесо баланса» ищем пути выхода из ситуации.

Что же дает коучинг при взаимодействии с родителями? Прежде всего:

1 Индивидуальный подход

2 Интерактивный подход

3 Возможность выбора путей решения

4 Принятие достигнутого результата

5 Возможность создания новых форм общения

6 Принятие личной ответственности


Инструменты коучинга могут помочь нам, учителям, и в методической работе

Например, «Колесо баланаса» (Эффективные формы, приёмы, методы организации этапов современного урока)

Оцените, насколько вы удовлетворены применением вами эффективных форм, приемов, методов на каждом этапе урока, по десятибалльной шкале. Посмотрите внимательно и найдите тот сектор, изменения в котором сразу же повлекут за собой изменения к лучшему во всех секторах.

- Когда эти изменения произойдут, как будет выглядеть ваше колесо

Глядя на итоговый результат анализа колеса баланса, можно ответить на следующие вопросы:

Чем хочется заняться в первую очередь?

Что именно нужно менять немедленно?

Достаточно ли усилий прикладывается сегодня?

Какой план действий нужен на месяц, три месяца, год?

Ответы на них помогут грамотно распределить ограниченные ресурсы времени и сил, которые есть в наличии у человека.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


Или ?

Мы прекрасно подготовились к уроку, а обучающиеся не дали предполагаемого результата. Почему? (не выполняю ДЗ)

Как мотивировать и организовать работу с домашним заданием наиболее эффективно? Здесь на помощь нам может прийти вспомогательный инструмент коучинга – «Стратегия Уолта Диснея» В этой стратегии 4 этапа. Продолжительность каждого этапа – 3 минуты. (поставить столы, возле каждого стола ответственный)

Сейчас мы разделимся на 3 группы.

На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых – найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи (как если бы по шкале от 1 до 10 это было на 10).

На втором этапе команды меняются столами, все входят в роль Реалистов, задача которых – выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей.

На третьем этапе команды меняются столами (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи предыдущей команды), все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты.

Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов (выступление ответственного)

  1. Ученик не понимает задания

ученик затрудняется связать содержание материала, сообщённого учителем на уроке, с текстом учебника

  1. Ученик не успевает делать задания.
    школьник не умеет распределить своё время и установить оптимальный темп работы над домашними заданиями

  2. Ученик не хочет выполнять задания.

отсутствие интереса к учению (непонимание роли знаний в будущей жизни)












Таким образом, с помощью коучинга мы стимулируем развитие творческого мышления, планирования деятельности, применение пошагового контроля этапов достижения цели, рефлексии, создаем ситуацию коллективного сотрудничества, ответственности за свой выбор.

Поэтому потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна.

При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализация функции стимула интереса к обучению.

Педагогический коучинг призван:

1. Повысить эффективность педагогической деятельности.

2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.

3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.

4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

5. Развивать навыки управления личным временем.

6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.

7. Преодолеть стресс.

8. Повысить уверенность в себе.

9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства