СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы, методы и способы организации работы при подготовке к обучению и развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы, методы и способы организации работы при

 подготовке к обучению и развитию речи

Просмотр содержимого документа
«Приемы, методы и способы организации работы при подготовке к обучению и развитию речи»

Приемы, методы и способы организации работы при

подготовке к обучению и развитию речи

Введение

Я, Фарниева Бэлла Бексолтановна, работаю в ЦЭВД "Творчество" педагогом дополнительного образования, имею высшую квалификационную категорию, стаж работы 20 лет.

Мне очень хочется поделиться с вами, раскрыть приемы, методы и способы организации работы при подготовке к обучению и развитию речи.

Изучив ряд методической литературы, переработав ее, я составила, примерную методику обследования речи детей 5-6 лет. Разработала игры и игровые упражнения по развитию речи.

Очень важно иметь перспективный план по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению, развитию связной речи.

Использование разнообразных форм работы, помогут педагогам и поспособствуют еще более положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и вербальной памяти, значительно обогатит словарный запас, и усвоению учебного материала.

Слайд 1

Приёмы и методы работы при подготовке к обучению и развитию речи”

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития.

Педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо знать особенности речевого развития; помнить, что у каждого ребенка они проявляются по-разному, по-своему, и регулировать свое педагогическое взаимодействие с каждым ребенком в соответствии с его особенностями. И поэтому в первые две недели сентября необходимо провести обследование речи каждого ребенка с целью получения объективной картины речевого развития детей, пришедших к нам в объединение.

Работу по обследованию речи вы можете начать с предварительной беседы. Ребенку задаются вопросы такого плана:

  • Как тебя зовут?

  • Сколько тебе лет?

  • Где ты живешь?

  • С кем ты живешь?

  • Есть ли у тебя друзья? С кем ты дружишь?

  • В какие игры любишь играть?

  • Какие мультфильмы любишь смотреть?

  • Кто тебе читает книжки?

  • Какая самая любимая книжка? О чем она?

  • Где ты отдыхал летом?

Слайд 2

Предварительная беседа

– установления доверительных отношений с ребенком;
– выявление контактности;
– общая осведомленность ребенка;
– речевая активность.

Для дальнейшего успешного обучения ребенка мы должны развить основные речевые компоненты:

Слайд 3

Основные речевые компоненты

– Звукопроизношение
– Фонематических слух
– Словарный запас
– Грамматический стой речи
– Связная речь

Далее обследование речевой деятельности проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.

Слайд 4

Игры и игровые упражнения для обследования речи детей

Чтобы определить есть ли нарушение звукопроизношения, детям предлагается игра “Назови и найди”, состоящая из разрезных предметных картинок и игрового поля с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушены у детей 5– 6 лет – это свистящие, шипящие и соноры. Педагог показывает картинку, ребенок называет ее, находит точно такую же на игровом поле.

Упражнение “Подбери предмет” – словарь существительных в называние предметных картинок.

Игра “Четвертый лишний”. Выясняет, умеет ли ребенок обобщать предметы и называть их одним словом.

Упражнение “Назови предмет и его части”. Название целого предмета и его частей. Например: “стул – ножки, сиденье спинка; машина – кабина, фары, колеса, кузов”.

Игра “Кто, как передвигается” – глагольный словарь в названии действий по картинкам или по демонстрации: птица – рыба – плавает, змея – ползает, заяц – прыгает, самолет – летает и т.д.

Игра “Кто, что делает?” называние профессиональных действий (с использованием наименования профессий): врач– лечит, учитель – учит, строитель – строит, повар –варит и т.д.

Для изучения состояния словаря прилагательных предлагаются:

Упражнение “Подбери словечко”. Подбор определений к слову: еж – колючий, белка – ..., стакан – …

Игра “Скажи наоборот”. Подбор антонимов (с 6 лет): большой – ..., горячий – ..., широкий, длинный – ..., грязный – ..., веселый – ...

Для обследования грамматических категорий и связной речи вы можете использовать такие игры как:

Игра “Один – много”.

Например: шар – шары, стол – столы, карандаш – карандаши, слон – слоны, кот – коты, дом – дома.

Игра “Большой – маленький” (“Назови ласково”) Помогает установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра “Посмотри и покажи” Помогает установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм.

На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать, а затем и сказать: Где мальчик входит, а где выходит? Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду? Где самолетулетает, а где прилетает? Какой мальчик раздевается, а какой одевается?

Упражнение “Угадай”. Помогает установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных.

Педагог предлагает ребенку: “Я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю”.

А теперь: Красный (что?)... Красные (что?)...

Упражнение “Внимательные ушки”. Помогает выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности. Педагог эмоционально читает текст к сюжетной картинке. Убедившись, что ребенок заинтересовался прочитанным, он задает вопросы по тексту. Ребенок может давать ответы показом, но лучше – словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.

Упражнение “Составь рассказ”. Умение составлять рассказы по плану по сюжетной картинке, сюжетным картинкам, из личного опыта.

Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Слайд 5

Перспективный план

Задачи:

  1. Развитие понимания устной речи.

  2. Расширение и активизация словарного запаса: умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.

  3. Совершенствование навыка ведения диалога.

  4. Совершенствование грамматических средств языка: умение владеть словоизменением и словообразованием, грамматически верно строить фразы.

  5. Развитие самостоятельной связной речи: составление рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картин, пересказ, составление описательных рассказов, составление загадок и творческих рассказов

Слайд 6

Дидактический материал и игровые пособия по развитию речи

Организация работы строится по дидактическим материалам и игровыми пособиями по развитию речи:

– Игры и игровые упражнение на развитие грамматики;

– Игры и игровые упражнение на развитие словарного запаса;

– Пособия для развития связной речи;

– Игровые упражнения на развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза ознакомлению;

– Игры на развитие мелкой моторики.

А также картотеки игровых упражнений по развитию звукопроизношения, общеречевых навыков, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Слайд 7

Формы организации работы

– Групповые занятия

– Индивидуальные занятия

Для успешной реализации поставленных задач, организовывать работу с детьми лучше, используя групповые и индивидуальные занятия. Занятия должны носить комплексный характер, т.е. на одном занятии решается сразу группа задач, при решении которых используются активные методы обучения.

Слайд 8

Звукоград

Занятия строятся в игровой форме. В процессе занятий по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте у детей завязывается дружба с Звуковичками, которые живут в Звукограде на улицах Певцов – гласные звуки (в красных домиках, носящих красную одежду), на улице Громкой Звуковички – колокольчики – звонкие согласные, живущих в синих и зеленых домиках, носящих синюю и зеленую одежду (твердые и мягкие), на улице Тихой Звуковички – молоточки – глухие согласные (мягкие и твердые).

Слайд 9

Игра на развитие связной речи

На занятиях у детей всегда вызывает интерес игра “Маленький писатель”, когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал “рассказ”, “сказку”, например о животном. Кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает по опорной схеме описание понравившегося животного. “Маленькие писатели” сочиняют истории по сюжетным картинкам, В игре “Сказочники” ребенку предлагается поведать всем детям – пересказать короткий текст. Дети, изображают, артистов в играх-драматизациях по сказкам. Персонажам Незнайке, коту, Самовар-Самоварычу и другим, приходящим к ним на занятия, помогают выполнять задания, исправляют, сделанные героями ошибки, аргументируют ответами проблемные ситуации. Например, “Незнайка хочет вам рассказать одну историю о мальчике Коле, которого все ребята называли жадиной, и не хотели с ним дружить, а он не понимал почему. Послушайте историю.

Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делил ни с кем конфеты
И игрушки не давал.
Сам все ел, играл в игрушки
И себя все забирал.
С ним ребята перестали
И делится и дружить.
Жадиной его прозвали:
Очень трудно с Колей жить.

Вопросы:

Почему дети прозвали Колю жадиной? Почему дети перестали делиться с колей? Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?

Занятия по развитию речи способствуют активизации, уточнению и закреплению представлений детей об окружающем мире, развитию и закреплению навыков связного, последовательного, выразительного пересказа, умению передавать диалог, составлению сложных сюжетных рассказов и сказок. Для эмоционального фона занятия и снятия нагрузки обязательно нужно проводить физкультминутки или делать динамические паузы в ходе занятия, используя различные подвижные игры на координацию речи с движениями, пальчиковую гимнастику

Вы немного подустали. Давайте поиграем.

Игра на координацию речи с движением “Воробей”.

Среди белых, голубей  Идут по кругу, заложив руки за спину.
Скачет шустрый воробей.  По центру скачет на корточках один ребенок.
Воробушек-пташка,  Встают лицом вкруг, берутся за руки, идут приставочным шагом.
Серая рубашка.  “Воробей” пытается “вылететь”, а “голуби” его не пускают.
Откликайся, воробей, 
Вылетай-ка, не робей.

Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достичь цели используются различные формы поощрения: благодарность, которую выражают герои, фишки, медальки, а за выполнение сложных заданий дарят наклейку с изображением мультипликационных героев, к которым дети очень стремятся.

Использование таких форм работы способствуют положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и вербальной памяти. Это значительно обогащает словарный запас, и в итоге материал легче усваивается и запоминается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!