СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы мнемотехники на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы мнемотехники использую на уроках русского языка, литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Приемы мнемотехники на уроках русского языка и литературного чтения»



Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

Задачи:

1. Формировать навык грамотного письма.

2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

3. Прививать любовь к родному языку.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.

Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

определенные эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

механического запоминания.

В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

2) метод звуковых ассоциаций;

3) метод группировки или мнемосистема «связей»;

4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,

5) этимологический анализ слов.


I. Метод зрительных ассоциаций

больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

1 .Заяц

Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.

Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”

Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

2.Комната

На доске появляются картинки с изображением треугольной

(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной

непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.


Другие варианты изображений:

Слова с безударной гласной О














Слова с безударной гласной А








Слова с удвоенной согласной


















II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

  1. Завтрак. Завтра.

Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак - рак,

Кричи: «Уpa!»

  1. Костюм, пальто

Костюм носит Костя, пальто Паша.

  1. Петух

Петуха спросили дети:

«От чего зовут вас Петей?»

Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!

Возможные варианты аудиальных ассоциаций:

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.


III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).

способствует эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием. Он заключается в следующем:

– запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

– объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

Рекомендуется записывать не более 5 – 7 слов, поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

  1. Быстро, весело, скоро, хорошо

Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо!

  1. Работа, сапоги, пальто, машина, завод

Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.

Сел в машину и поехал на завод.

Аналогичные задания:













IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.

относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Стихи:

  1. Салют, ужин

Знаем, что салют всегда Но запомни, букву «и»

Пишем только с буквой «а»! В слове ужин ты пиши!

  1. Карандаш

Карандаш мы подточили,

Букву «а» в нём получили!

Ребусы:










V. Этимологический анализ слов

является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

1.Береза

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

2.Ботинок

Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.

Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.

Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

Мнемотехнические приемы хорошо использовать на уроках чтения.

Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.

  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.

  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.


Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.

  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.

  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.

  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Вывод:

Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.



 

8