СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы обратной связи на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной брошюре разработаны приемы обратной связи на уроках химии. на примере показано как можно эти примеры применять для проверки знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Приемы обратной связи на уроках химии»





























Н.П.Самамбетова

ХИМИЯ






Методические рекомендации по применению

обратной связи на уроках химии




























г. Усть-Каменогорск, 2019 год

Различные способы организации обратной связи

с учениками на уроке


Для контроля изученного как на каждом уроке, так и на специальных (зачёт, контрольная работа) используются различные формы обратной связи с учениками. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне

Обратная связь информация, предоставляемая обучаемым, должна быть способствовать выполнению учащимся  целей обучения. Она должна быть направлена ​​на повышение эффективности обучения учащихся.

Обратная связь перенаправляет или фокусирует образовательный процесс на совместные действия учителя и учащихся в достижения учебных целей и ориентирует на конкретный результат.

Как обеспечить эффективную обратную связь в обучении?

Прежде всего, не научные исследования и глубоко прописанные методические рекомендации, а непосредственно сам учитель должен  оценить положительные выгоды, целью которых является улучшение результатов обучения.

Не только убеждённость учителя, но и готовность учеников адекватно реагировать на такую форму обучения.

Учитель должен взвесить все «за» и «против» старта организуемой системы обратной связи. Обратная связь может применяться на всех этап урока.

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится на большинстве уроков и, безусловно, является обратной связью. Здесь уместны многие традиционные формы:

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос (письменный или устный);

  • взаимопроверка;

  • викторина;

  • защита реферата и другие.

Здесь важно отметить необходимость использования разных приёмов обратной связи с учениками на уроке, чтобы процесс проходил интереснее. Кроме того, у каждой формы есть свои плюсы и минусы. Например, устный индивидуальный опрос позволяет учителю оценить знания ученика в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.

Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ученика с письменным опросом всех остальных; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны в специальной таблице; можно использовать запись ответа на ноутбуке с дальнейшей проекцией на экран через проектор (особенно интересно бывает сравнить ответы нескольких учеников на один и тот же вопрос).



Объяснение нового материала

В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение. Например, можно время от времени предлагать краткий вопрос по объяснённому (Почему это произошло? Это было удачное решение? Вам понравилось, как поступил…?)

Ещё интереснее предлагать вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решило проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно  ли таким образом добиться результата?

Это не просто вовлечёт ребят в урок, но и поможет в формировании интеллекта.


Закрепление изученного

На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с учениками особенно важны и уместны. Ведь если материал плохо усвоен на уроке, не стоит надеяться, что он станет понятнее позже, когда дети начнут делать домашнее задание. Напротив, это спровоцирует отказ от выполнения работы, списывание, халтурное выполнение («Сделал что-то — и ладно, скажу: я не понял»). Если результат низкий, учитель должен быть готов к тому, что тему придётся рассмотреть ещё раз.

Здесь, в конце урока, стоит отдать предпочтение наиболее динамичным и игровым формам: ребята уже устали и нуждаются в некотором «оживлении».

Хороших форм много:

  • викторины, интеллектуальные игры;

  • «цепочка»: по ряду пускается листок, на котором помещено какое-то количество вопросов (по числу учеников), и каждый должен написать кратко ответ на один из вопросов (по порядку или на выбор); можно исправить то, что написал предыдущий, если видишь ошибку;

  • «турниры»: математические, грамотеев, путешественников и проч. — соревнование в написании слов на правило, решении примеров и т.п.;

  • кроссворды, чайнворды, ребусы и прочие головоломки;

  • опросы с помощью карточек, тестов, перфокарт, «пакетиков», ассоциативных цветовых карт и прочего.

Использование перфокарт позволяет проверить материал очень быстро. Перфокарта представляет собой картонку, сложенную вдвое, как открытка. Внутрь вкладывается бумага, лучше какого-нибудь бледного цвета, а не белая. На одной из половинок перфокарты (иногда на обеих) прорезаны окошки: 4-7 рядов по 3 окошка. Учитель читает вопрос, требующий ответа «да» или «нет» или слово на правило, а ученик вписывает в окошки + (да) или – (нет) или букву (скажем, з или с, если была тема «Приставки на –з, -с»). Затем собирает вкладыши. Как правило, вопросы задают в таком порядке, чтобы на листе получилась определённая последовательность или фигура при соединении одинаковых букв или знаков. Но можно просто сложить вкладыши стопкой и проткнуть шилом, скажем, все +. Ошибки видны сразу, проверка занимает считаные минуты.

Цветная карта делится на две графы разных цветов, скажем, зелёного и красного, и в них надо вписать, допустим, положительные и отрицательные черты героя, последствия исторического события, плюсы и минусы теории и т.п. Можно предложить ребятам сначала заполнить два столбика, а потом раскрасить их или заполнять ручками разных цветов.

«Пакетик» — специальное приспособление, в которое в определённом порядке вкладываются выбранные учеником карточки с ответами на вопросы. Если все сделано правильно, при переворачивании «пакетика» на обратной стороне получается составленная картинка.



Домашнее задание

Это, конечно, тоже форма обратной связи с учениками, результаты которой будут видны на следующем уроке. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:

  • инсценировку;

  • составление викторин или головоломок

  • составление «словаря темы»;

  • исследовательскую работу (поиск какой-либо информации; сначала стоит удостовериться, что по такому запросу интернет не даёт краткого ответа, так что придётся все же поработать);

  • нестандартное сочинение: сказка про молекулу воды или письмо Екатерине Второй от имени Маши Мироновой;

  • иллюстрации, макеты обложек и т.п.;

  • подбор эпиграфов;

  • подготовку к деловой игре.

Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накаляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.


























Приложение 1. Приёмы обратной связи


Приём «Мудрые совы» Этапы работы: чтение текста «Чтение с остановками»; выполнение заданий на рабочем листе; обсуждение прочитанного материала и результатов работы; выделение нерешённых проблем. Приём «Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.



Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.


«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Простые вопросы. Отвечая на них, нужно: - назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Пример вопросов:

  1. Какие металлы ты знаешь?

  2. Почему металлы являются только восстановителями?

  3. Где используют металлы?

  4. Если я правильно поняла, то металлы играют огромную роль в жизнедеятельности человека?

  5. Что происходит с человеком когда в организме недостаток таких металлов как железо, магний, кальций?


Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).

«Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).

«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).

«Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

Пример задания:

Вид атомов, характеризующихся определённым зарядом ядра



Химический элемент Атом Электроотрицательность Вещество

«Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).

«Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).

«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

«Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.

«Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.



Большой палец Проверьте уровень понимания того, что вы объясняете, попросив учеников показать большой палец. Большой палец вверх = Я понимаю Большой палец горизонтально = Я почти понимаю Большой палец вниз = Я не понимаю



Поймай вопрос! Учитель бросает мешочек с фасолью, когда задаёт вопрос. Это делает процесс опроса кинестетическим и позволяет вовлечь учеников, обычно не проявляющих желание отвечать добровольно. Вы можете позволить ученикам перебросить вопрос кому-то другому в случае, если они не знают ответа. Данное задание можно также выполнять в командах. Учитель по очереди бросает мешочек с фасолью каждой команде. Если человек, поймавший мешочек, отвечает на вопрос – его команда зарабатывает 3 балла. Если же он не знает ответа, то перебрасывает мешочек другой команде за 2 балла. В случае если мешочек перебрасывается ещё раз, стоимость правильного ответа снижается до 1 балла.


Самолёт моих знаний. Учащимся предлагается на правом крыле самолёта написать вопрос по теме урока, и запускают в свободный полет. Все учащиеся таким образом обмениваются своими вопросами и отвечают на вопрос на левом крыле.




Крокодил. В конце урока все учащиеся за 1 минуту самостоятельно вспоминают и анализируют информацию, полученную на уроке. Затем учитель предлагает по цепочки сказать слово относящиеся к теме. Слова не должны повторяться.

Очки. Учащимся даются задания с ошибками, которые они должны заметить, озвучить и прокомментировать с проговариванием правильного ответа. Данный приём позволяет получить более полную обратную связь с выявлением уровня знаний учащихся.


Пример задания:

H2S- сероводород

1

H2SO4- серная кислота

4

SO3- сернистый газ

2

H2SO3- сернистая кислота

5

SO2-сернистый ангидрид

3

CuSO4сульфид меди

6


Пять вопросов. В начале урока можно провести приём «5 вопросов» при проверке домашнего задания. Все пять вопросов могут звучать как «Почему?», «Почему?», «Почему?», «Почему?», «Почему?» или «Что?», «Что?», «Что?», «Что?», «Что?».

Пример задания:

-Что представляет собой периодическая система?

- Что означает символ Si?

- Что входит в состав высших оксидов?

- Что соответствует числу протонов?

- Что значит естественные семейства?



Шаг за шагом. Учащиеся шаг за шагом анализируют урок по схеме. Данный приём вырабатывает у учащихся логическое мышление, развивает предметную речь и умение оценивать свою работу и деятельность на уроке.

ДЕЙСТВИЕ


ВОЗДЕЙСТВИЕ


ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ



КАКИЕ БЫЛИ ОТКЛОНЕНИЯ?

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЛИСЬ?


ЧТО МОЖНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ?






















































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!