СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы обучения смысловому чтению в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы обучения смысловому чтению для успешного освоения материала

Просмотр содержимого документа
«Приемы обучения смысловому чтению в начальной школе»

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель начальных классов: Федорова Е.Ю.

Читать — это ещё ничего не значит,

                                             что читать и как понимать прочитанное

                   – вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский


Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных ученых действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

Прием «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вначале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.


Прием «Читаем и спрашиваем».

Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Затем ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Прием «Работа с вопросником».

Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.


Прием «Чтение в кружок».

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


Прием «Чтение про себя с вопросами».

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».


Прием «Синквейн».

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).


Прием «Верные – неверные утверждения»

Предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.


Прием «Написание творческих работ».

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.


Прием «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.


Прием «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.


Прием «Древо мудрости».

Сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.


Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?


Приём «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.

Виды планов:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)

  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)

  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)

  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)

  • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)


Приемы работы с составленным планом:

Прием «Разверни информацию»

Пересказ по плану: простому, вопросному, цитатному, рисованному.


Прием «Рассыпанный план».

Расставить пункты плана в соответствии с сюжетом.


Прием «Сопоставление».

К рисованному пункту плана добавить фрагменты текста.


Прием «Проталинки».

В плане пропустить пункты. Предложить ученикам восстановить его.


Прием «Логическая цепочка».

Нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку.




Упражнения для понимания смысла текста


  • Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

  • Озаглавливание текста.

  • Деление текста на части, составление плана.

  • Определение темы текста, главной мысли.

  • Определение типа текста.

  • Подбор иллюстрации к тексту.

  • По иллюстрации определить содержание текста.

  • Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми.

  • Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись.

  • Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

  • Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

  • Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

  • Чтение для подготовки к пересказу.

  • «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны

вставить слово, подходящее по смыслу.

  • Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет

разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

  • Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке,

разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст.

Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или

смешать несколько статей.

  • Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4

самостоятельно.

  • Составление кроссвордов по тексту.

  • Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

  • Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

  • Подбор загадок к словам из текста.

  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

  • Составление ребусов к словам из текста.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!