СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств учащихся»

Михайлова В.П.

Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств учащихся

В педагогической работе по нравственному воспитанию учащихся, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности. В связи с этими особенностями определяется основная задача воспитания: от развития эмоциональной сферы (отзывчивости ко всему живому) в младшем школьном возрасте до становления интеллектуальной творческой личности в 10-11 классах.

Главными целями духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе являются: становление отношений учащегося к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к самому себе, к своим обязанностям и, следовательно, развитие таких качеств как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задачей духовно-нравственного воспитания является превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ученика, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Средствами в воспитательном процессе в школе могут выступать ценностно-ориентированные тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников нравственных и эстетических чувств; ролевые игры, театрализации, игры – тренинги; диспуты, нравственное, ценностное творчество, которое отражается в продуктах собственной деятельности (сформулированная мысль, рисунок, правила, сочинение, стихотворение).

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в учебном процессе в основном предполагают передачу готового опыта. Школа, опираясь на традиционные подходы, должна решать проблемы обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения новых продуктивных педагогических технологий, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

В процессе воспитания ценностных основ культуры учащиеся знакомятся с точкой зрения одноклассников, учителя, учатся принимать чужой или отстаивать свой взгляд на ту или иную ситуацию, тот или иной поступок.

При подготовке к уроку учитель определяет, какие черты нравственности будут формироваться во время урока на основе изучаемого материала. Учителю необходимо учесть психологические особенности учеников, возрастные особенности сознания, которые являются в данном возрасте ведущими, ведь ученик руководствуется в отношении к действительности эмоциями и стремлениями.

В процессе обучения педагоги используют следующие методические приемы работы: использование цитат и высказываний знаменитых людей, применение мудрости пословиц, разработка и защита тематических проектов; обращение к личному опыту, ситуационный подход. Эти приемы повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию творческой, исследовательской деятельности и помогают решать многие цели духовно-нравственного воспитания.

Большими возможностями в воспитании духовно-нравственной личности обладают уроки православной культуры. Вместе с православной культурой в воспитательном процессе участвуют и гуманитарные предметы- история и литература. Эти дисциплины привлекают внимание учащихся к вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в самых различных ситуациях.

Для работы схудожественными произведениями на уроках литературы используется прием «шести ролей»: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Процесс работы происходиттаким образом, когда сами ученики выступают в тех или иных ролях: «автора», «читателя», «критика», «теоретика», «художника», «историка». Роль критика состоит в литературно-критической и нравственной оценке произведения. Для работы в роли «теоретика»,чтобы творчество автора и читателя было успешным, необходимы знания по теории литературы. Роль «художника» состоит в представлении и воображении смоделированной ситуации. В роли «историка» ученик может соприкоснуться с объектом обсуждения с точки зрения культурного наследия. Главная задача работы с литературным произведением сводится к следующему- поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь учащемуся утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем.

На уроках истории и обществознания обязательным условием является обращение к личному опыту учеников и к их мыслям, по рассматриваемой теме, через моделирование жизненных ситуаций. Опыт может быть востребован и развит самим учащимся лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

На гуманитарных предметах педагоги используют ситуации: проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы; прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого); конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях; оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки; аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников; репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения. В этих ситуациях учащиеся изучают действительность, которая окружает их ежедневно, а также ту, которая предстает в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках естественно- математического направления воспитательный потенциал педагогами осуществляется через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

На предметах художественного направления воспитательный процесс направлен на ориентирование в мире искусства, приобщение к высшим духовным ценностям, познанию мира и формированию образа мира средствами искусства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!