СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы повышения эффективности изучения лексики на начальном этапе изучения иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы повышения эффективности изучения лексики на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Просмотр содержимого документа
«Приемы повышения эффективности изучения лексики на начальном этапе изучения иностранного языка»

Одним из важнейших аспектов овладения иностранным языком является изучение лексического материала. И если определенная часть лексических единиц усваивается и переходит в активный запас легко (как, например, коротенькие имена существительные, обозначающие предметы или названия животных), то некоторые длинные прилагательные или слова, обозначающие абстрактные понятия, вызывают трудности и необходимость многократного повторения. Но давно известно, что механическое повторение не дает положительных результатов и вызывает негативную реакцию у младших школьников, а наиболее эффективным является деятельностный подход, который позволяет незаметно без сверх усилий запомнить и использовать в речи новые слова. И здесь учителю на помощь приходят приемы, позволяющие повысить эффективность изучения лексики. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Так, на начальном этапе хорошо зарекомендовал себя прием заучивания песен, рифмовок и коротких стихотворений. Этот вид деятельности помимо запоминания слов, дает возможность запомнить еще отдельные речевые клише и ненавязчиво подвести учеников к ознакомлению с грамматическим материалом. Метод фонетических ассоциаций заключается в подборе созвучных слов в родном языке для запоминания иностранных лексических единиц. Например,good-хороший –Робин Гуд. Пользуясь методом автобиографических ситуаций, можно использовать ситуации реально пережитых событий. Например, puddle-лужа, грязь, созвучие- падал. Различные манипуляции с предметными картинками и словарными карточками позволяют ученикам закрепить лексику и развивать навыки чтения отдельных слов. Этот вид деятельности хорош для визуалов. А самым маленьким ученикам-первоклассникам в конце урока-ознакомления с новой буквой и соответствующими словами очень полезно включать мультфильмы из цикла «Уроки тетушки Совы. Английский алфавит». Осваивать новую лексику можно с помощью современных IT технологий. Замечательно подходит для занятий в начальной школе сервис Learning Apps, где можно пользоваться готовыми заданиями и создавать свои собственные. Плюсом сервиса является автоматическая проверка выполненных заданий.

Говоря о приемах повышения эффективности изучения лексики на начальном этапе изучения иностранного языка, невозможно не упомянуть такой давно зарекомендовавший себя вид деятельности как игра, в том числе дидактическая и ролевая. Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми. На начальном этапе целесообразно использовать самые простые игры, с элементарными правилами, которые легко понять и запомнить, иначе ребенок сосредотачивается только на правилах, и не получает удовольствия, а, следовательно, эмоциональный отклик бывает минимальным, и усвоение материала происходит неэффективно. Работая с 6-7 –летними детьми надо помнить, что они не относят лично к себе общие отвлеченные замечания и рассуждения учителя, поэтому надо убедиться, что условия игры или упражнения понятны каждому ученику. В своем выступлении сегодня я хочу более подробно остановиться на лексических играх. Приведу примеры таких игр

«Поэтический калькулятор»

Считать умеем? Стихи рассказывать тоже? Давайте вспомним стихотворение «My family» (можно взять любой стих), и посчитаем, сколько слов в этом стихе. I — one, have — two, got — three и т.д. Можно слушать песню, но с хорошо знакомыми словами.

«Волшебные превращения слов»(4 класс и старше)

Автор Л. Кэррол. Учитель пишет верхнее и нижнее слова. Можно менять 1-2-3 буквы.

Например

Score

Scare

Scale

Whale

Smile

Smell

«Сороконожка»

Постройте участников игры в колонну друг за другом. Все игроки, кроме первого, кладут левую руку на плечо впереди стоящего. При необходимости представьте слово 'caterpillar'. Для примера вы произносите, допустим: 'How does a caterpillar brush its hair?' и игроки правой рукой имитируют расчёсывание волос. Затем вы произносите, предположим: 'How does a caterpillar play football?' и игроки правой ногой пинают воображаемый мяч и т.д.

«How many pages?»

Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает: ”How many pages are there in the book?”

P.1: There are three hundred and fifty pages.

- No, less.

P.2: Three hundred.

- Less.

P.3: Two hundred and fifty.

- More.

P.4: Two hundred and eighty.

- That’s right.

Угадавший получает право первым посмотреть книгу.


«Утро школьника»

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.

Учитель: Guess what each pupil is doing.

P.1: This boy is doing his morning exercises.

P.2: That girl is washing her face.

P.3: This boy is putting on his red scarf. и т.д.


«Time»

Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов:

1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.

2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.

3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.

4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?

Мы рассмотрели большое количество эффективных приемов, направленных на усвоение лексики в начальной школе. Но, даже владея множеством подобных приемов, каждый учитель-практик изо дня в день анализирует, совершенствует и апробирует все новые и новые формы работы, подходящие для конкретного класса и темы урока, что позволяет сделать изучение вокабуляра иностранного языка легче, быстрее и качественнее.