«Приемы психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения детей с признаками синдрома дефицита внимания
и гиперактивности»
Все мы работаем с детьми и видим, что в настоящее время масса детей часто демонстрирует агрессивное поведение.
Причины проявлений такого поведения различны - это могут быть личностные особенности, ситуационные факторы, влияющие на ребенка, отношения в семье.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ (англ. attentiondeficithyperactivitydisorder, ADHD)— неврологическо - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Сегодня мы педагоги работаем с обучающимися имеющими грубые нарушения неврологического статуса. (Причина-нарушение физического и психического здоровья) Как правило, в обычной школе такие дети записаны в разряд «трудных» или «необучаемых».
Портрет ребенка с СДВГ
Часто такие дети очень активны, часто не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Им свойственна постоянная смена настроения, раздражительность, импульсивность. В любую минуту у такого ребенка может возникнуть ярость или злость.
Причины проявления агрессии при СДВ(Г)
В основе формирования агрессивного поведения при СДВ(Г) лежит нарушение регуляторного контроля центральной нервной системы (ЦНС) двигательного торможения, приводящее к гиперактивности и нарушению регуляции контроля над импульсом.
Это нарушение является психофизиологическим «пусковым механизмом» агрессивного поведения у детей и подростков с СДВ(Г). Гиперактивное поведение учащегося может быть расценено как агрессивное.
Проявления импульсивности — порывистость, неусидчивость, неожиданные и потому пугающие жесты или движения и т. д., чаще неадекватно оцениваются сверстниками.
Нарушение контролирующих функций головного мозга при СДВ(Г) приводит к снижению самоконтроля в поведении детей и подростков, что часто выражается, в свою очередь, в снижении самокритичности и трудности избегания агрессивных проявлений.
Какие методики для коррекции агрессивного поведения я использую в своей практической деятельности?
Нейропсихологическая коррекция. Что это такое?
Это комплекс двигательных и умственных упражнений, которые проводятся в игровой форме. Дети не сидят за партами, а двигаются, что способствует выбросу энергии, психоэмоциональной и моторной разрядке.
Предпочтение отдается двигательным методам работы. Это способствует тренировке базовых психических процессов ребенка.
С помощью использования нейропсихологической коррекции мы работаем над преодолением:
- трудностей мышления
- снижения работоспособности, быстрой утомляемости
-рассеянного внимания
- трудностей памяти
-несформированности пространственных представлений
-проблемы самоконтроля
В своей работе с детьми использую разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.
Использование нейропсихологической коррекции наиболее эффективно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Занятия провожу в группе и индивидуально 1 -2 раза в неделю, в форме игровой терапии.
Занятие состоит из основных блоков упражнений:
-Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль;
-Глазодвигательные упражнения – улучшают восприятие;
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус;
- Упражнения двигательного репертуара – снятие мышечных зажимов, повышение самоконтроля
-Функциональные упражнения – развитие внимания, произвольности, самоконтроля, купирование гиперактивности и импульсивности, гнева и агрессии.
-Коммуникативные упражнения –навыки взаимодействия в коллективе
-Релаксация – приемы саморасслабления и снятие мышечного напряжения.
Пример комплекса нейропсихологических упражнений в группе
(Приложение 1).
Музыкально – танцевальная терапия
В комплексе с нейропсихологическими упражнениями использую музыкально –ритмические упражнения (музыкально –танцевальная терапия), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Предлагаю вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия.
Просмотр фрагмента видео индивидуального занятия.
Какие же результаты я вижу после работы с детьми, используя данные методики?
-Улучшается концентрация и устойчивость внимания
-Наблюдается снижение агрессивных проявлений, улучшается самоконтроль, происходит усиление волевых качеств
- Улучшается моторика
- Повышается работоспособность, снижается утомляемость
Приложение 1
Упражнения
Растяжка "Половинка". Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
Глазодвигательное упражнение. И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
"Колечко". Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак-ребро-ладонь". Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
5.Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой". Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них припевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:
Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)
Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).
Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет - дырочка,
Дырочка в шишечке, Шишечка крышечка, Крышечка - чайничек.
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на "Гу- гу-гу", жесты сохраняются: "Гу-гу-гу - крышечка и т. д.".
Функциональное упражнение с правилами "Костер". Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра", по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру", по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками, по команде "искры полетели" - хлопать владоши, по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
Функциональное упражнение "Море волнуется..." Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Считалка: Море волнуется - раз! Море волнуется – два.
Море волнуется – три. Морская фигура - замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.
Релаксация