СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке описан опыт применения метода нейрокоррекции и телесной терапии  в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
««Приемы психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности»»

«Приемы психолого – педагогической коррекции агрессивного поведения детей с признаками синдрома дефицита внимания

и гиперактивности»

Все мы работаем с детьми и видим, что в настоящее время масса детей часто демонстрирует агрессивное поведение.

Причины проявлений такого поведения различны - это могут быть личностные особенности, ситуационные факторы, влияющие на ребенка, отношения в семье.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ  (англ. attentiondeficithyperactivitydisorderADHD)— неврологическо - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.


Сегодня мы педагоги работаем с обучающимися имеющими грубые нарушения неврологического статуса. (Причина-нарушение физического и психического здоровья) Как правило, в обычной школе такие дети записаны в разряд «трудных» или «необучаемых».


Портрет ребенка с СДВГ

Часто такие дети очень активны, часто не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Им свойственна постоянная смена настроения, раздражительность, импульсивность. В любую минуту у такого ребенка может возникнуть ярость или злость.

Причины проявления агрессии при СДВ(Г)

В основе формирования агрессивного поведения при СДВ(Г) лежит нарушение регуляторного контроля центральной нервной системы (ЦНС) двигательного торможения, приводящее к гиперактивности и нарушению регуляции контроля над импульсом.

Это нарушение является психофизиологическим «пусковым механизмом» агрессивного поведения у детей и подростков с СДВ(Г). Гиперактивное поведение учащегося может быть расценено как агрессивное.

Проявления импульсивности — порывистость, неусидчивость, неожиданные и потому пугающие жесты или движения и т. д., чаще неадекватно оцениваются сверстниками.


Нарушение контролирующих функций головного мозга при СДВ(Г) приводит к снижению самоконтроля в поведении детей и подростков, что часто выражается, в свою очередь, в снижении самокритичности и трудности избегания агрессивных проявлений.

Какие методики для коррекции агрессивного поведения я использую в своей практической деятельности?

Нейропсихологическая коррекция. Что это такое?

Это комплекс двигательных и умственных упражнений, которые проводятся в игровой форме. Дети не сидят за партами, а двигаются, что способствует выбросу энергии, психоэмоциональной и моторной разрядке.

Предпочтение отдается двигательным методам работы. Это способствует тренировке базовых психических процессов ребенка.

С помощью использования нейропсихологической коррекции мы работаем над преодолением:

- трудностей мышления

- снижения работоспособности, быстрой утомляемости

-рассеянного внимания

- трудностей памяти

-несформированности пространственных представлений

-проблемы самоконтроля

В своей работе с детьми использую разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.

Использование нейропсихологической коррекции наиболее эффективно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Занятия провожу в группе и индивидуально 1 -2 раза в неделю, в форме игровой терапии.

Занятие состоит из основных блоков упражнений:


-Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль;

-Глазодвигательные упражнения – улучшают восприятие;

- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус;

- Упражнения двигательного репертуара – снятие мышечных зажимов, повышение самоконтроля

-Функциональные упражнения – развитие внимания, произвольности, самоконтроля, купирование гиперактивности и импульсивности, гнева и агрессии.

-Коммуникативные упражнения –навыки взаимодействия в коллективе

-Релаксация – приемы саморасслабления и снятие мышечного напряжения.


Пример комплекса нейропсихологических упражнений в группе

(Приложение 1).

Музыкально – танцевальная терапия

В комплексе с нейропсихологическими упражнениями использую музыкально –ритмические упражнения (музыкально –танцевальная терапия), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). 

Предлагаю вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия.

Просмотр фрагмента видео индивидуального занятия.

Какие же результаты я вижу после работы с детьми, используя данные методики?

-Улучшается концентрация и устойчивость внимания

-Наблюдается снижение агрессивных проявлений, улучшается самоконтроль, происходит усиление волевых качеств

- Улучшается моторика

- Повышается работоспособность, снижается утомляемость
















Приложение 1
Упражнения
  1. Растяжка "Половинка". Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

  2. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

  3. Глазодвигательное упражнение. И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.





  1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

"Колечко". Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак-ребро-ладонь". Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

5.Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой". Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них припевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).

Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет - дырочка,

Дырочка в шишечке, Шишечка крышечка, Крышечка - чайничек.

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на "Гу- гу-гу", жесты сохраняются: "Гу-гу-гу - крышечка и т. д.".

  1. Функциональное упражнение с правилами "Костер". Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра", по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру", по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками, по команде "искры полетели" - хлопать владоши, по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

  2. Функциональное упражнение "Море волнуется..." Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Считалка: Море волнуется - раз! Море волнуется – два.

Море волнуется – три. Морская фигура - замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

  1. Релаксация





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!