ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ДОБУКВАРНЫЙ ) ПЕРИОД
Сивец Надежда Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа-детский сад №1» г. Воркуты
Обучение грамоте - начальный этап в процессе обучения русскому языку в школе.
Обучение грамоте в современной школе осуществляется на основе звукового аналитико – синтетического метода. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
В обучении грамоте в методике преподавания русского языка выделяются три периода:
1. подготовительный (добукварный);
2. букварный (основной);
3. послебукварный.
Задачи добукварного периода – развитие фонематического слуха обучающихся, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук [м] произносится всякий раз по - разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:
1. различать четко все гласные и согласные фонемы;
2. находить гласные фонемы в словах;
3.ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
4. усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Анализ механизма чтения показывает, чтобы научиться читать, дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха.
Фонематический слух - это способность воспринимать звуки человеческой речи.
Однако первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. произносить анализ звуковой структуры слова.
Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
-ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
-ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
-ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
-ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
-ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Рассмотрим, какие приемы можно применять при каждом направлении деятельности.
1. Ознакомление с предложением , его словесным составом
На занятиях обучения грамоте в подготовительный период по теме «Предложение и слово» можно:
-моделировать словесный состав предложения , используя игру «Живые слова» разработанной Ф.А. Сохиным и Г.П. Беляковой.
Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры педагог вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.
-использовать прием «Умный магнитофон».
Педагог делит детей на группы и сообщает им, что они все будут магнитофоном.
Педагог: «Каждая группа– кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем одно предложение. Я рассказываю историю. Как только закончилось первое предложение, вы все хлопаете в ладоши, а первая группа запоминает это предложение, и т.д. Потом я «включаю магнитофон» и каждая группа, по очереди, повторит свое предложение. И все будут хлопать в ладоши после каждого предложения. Получится мой рассказ с правильными хлопками. (Можно заменить слово магнитофон на другое слово, называющее средство воспроизведения звуков, аудиозаписей, либо разъяснить, что такое магнитофон)
- использовать приём «Вопрос – ответ». (пространственное моделирование)
Для этого используют абстрактные символы: линии, полоски, квадратики, табло. Это помогает ребёнку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.
Например. На доске размещены последовательно три прямоугольника, которые следует соотнести с названными тремя словами предложения.
Обучающимся задается вопрос: «Почему на доске именно три прямоугольника и было названо три слова?». Ребята размышляют над вопросом, и каждый из них дает свой ответ, высказывает своё мнение.
2. Ознакомление детей со словом, его слоговым строением .
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам). Очень важно научить обучающихся чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.
Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов.
На начальном этапе работы для анализа нужно брать двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Затем можно брать трехсложные слова и т.д.
Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко : Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Приемы, которые можно использовать:
- «Звук или слог?»
Педагог вразбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Учащиеся поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки со сплетенными пальцами, когда слышат слог.
- «Слоговые часы»
Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.
Педагог вызывает к доске «часовщика», который по заданию педагога называет слово, состоящее из определенного количества слогов (или начинающееся с указанного педагогом слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.
-« Почтальон»
Оборудование: конверты с вложенными в них предметами картинками, фуражка и сумка почтальона.
Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками. Ребенок, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.
Вариант 2. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.
- «Учим куклу говорить»
Оборудование: кукла, предметные рисунки.
Педагог знакомит детей с игровой ситуацией: «Наша кукла совсем малышка и разговаривает так, как маленькие дети. Она называет только начало слова, первый слог. Давайте научим ее говорить правильно, будем договаривать за нее остальные части слов». Обучающийся с куклой в руке показывает предметную картинку и произносит первый слог ее названия. Дети хором заканчивают слово.
- « Не ошибись»
Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.
На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. Вариативность обеспечивается использованием схем слов с обозначением ударения.
3. Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.
Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука
Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяженному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). Для формирования умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук, детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п̕ ), кккит (к̕ ). объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м-м̕, с-с̕ ) называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.
Умение произносить слова с интонированием звука закрепляются в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».
Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук –в начале, середине или конце слова. Это умение закрепляется в разнообразных играх.
- «Две лягушки»
Оборудование. Две лягушки , карточки с кувшинками с предметными картинками на них.
Педагог может давать разные задания. Например, На какую кувшинку может сесть лягушка? Первая лягушка может сесть только на кувшинку, где в названии предмета звук [о] –первый, Вторая лягушка может сесть на кувшинку , в названии предмета звук [о]- второй.
-«Рассели картинки в дом»
Оборудование. Изображение 2-3 домов с цифрами.
Цифра в домике «говорит» о месте звука в слове. Дети определяют, где «живет» заданный звук в слове и в какой дом его поселить.
-«Займи свое место»
Ребята учатся выделять первый, и последний звуки в слове и соотносить их со схемой, которую показывает педагог.
-«Живые звуки»
Игра по принципу игры «Живые слова», но в данном случае ребята-звуки, которые встанут по порядку и получится слово.
- «Пальчики в гостях у звуков»
Этот прием позволяет связывать звук с движением пальцев (как по клавишам пианино-по звуковым домикам) с одновременным проговариванием вслух каждого звука.
Например: слово КОТ (пришел левый мизинец под синее окошко, в котором живет звук «К»; за мизинчиком встал безымянный под красное окошко звука «О», ротик запел ООО; за безымянным - средний палец под синее окошко, в котором живет звук «Т», вот и вышло слово КОТ). Данное упражнение подготавливает детей к проговариванию слов во время письма в школе. Проигрывание идет по схеме слова, где синие квадраты обозначают твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, красные - гласные. Проговаривая каждый звук, в дальнейшем ребенок начинает сам печатать букву («одевает» звук).
-«Верно-неверно»
Педагог показывает обучающимся картинку и четко называет изображение, ориентируясь на картинку, они должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова. Если была неправильно названа картинка, то дети должны хлопнуть в ладоши, если правильно – не хлопать:
шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
танки, фанки, шанки, танки, сянки;
бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;
альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч.
Приемы на дифференциацию гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове.
-«Найди слово»
Педагог выставляет простые схемы слов. Дети подбирают слова-картинки.
Оса
Лес
-«Подели картинки»
Педагог предлагает обучающимся подобрать к каждому гласному (согласному) звуку подобрать по 1-2 картинки.
- «Поймай звук»
Детям педагог предлагает назвать картинку. Если в слове есть гласный звук [у] – нажми на красный кружок (кнопку), если нет, то нажми желтый кружок (кнопку). Если слово названо правильно, то надо определить место звука [у] в слове (начало, середина, конец).
-прием «Француз»
Педагог говорит о том, что по-французски все слова произносятся с ударением на последнем слоге: мама’, папа’, а по – русски? Дети должны правильно произнести слова.
-«Без ошибок повтори»
Педагог произносит «оау», «оау», «оау» и т. д» - ударяет голосом один из трех гласных звуков. Дети повторяют.
- «Гласные спорят»
Педагог спрашивает:
а) Для кого это угощение? (каша, вафли -для «А», а для «У» - сушка)
б) К кому идут гости? ( зебра, воробей -К «Э» )
Дети должны определить ударный гласный и ответить на вопросы.
-«Куда перелетела пчелка?»
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на схеме с помощью пчелки. Педагог предлагает обучающимся карточку, разделенную на 3 части, и пчелку, затем называет слова, а ребята должны догадаться, в какой из квадратов перелетит насекомое: если ударный звук в начале слова - в первый квадрат, если в середине - во второй, если в конце - в третий.
-« Почтальон»
Данный прием был описан выше. Можно дополнить его .
Вариант 3. Для получения «письма» необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.
Приемы для дифференциации по твердости-мягкости согласных фонем.
Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики.
Одна кукла –с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костючик (Том), другая – улыбающаяся в зеленом костюмчике (Тим). Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. Впоследствии, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.
Братья Тим и Том постоянно вовлекают детей в свой вечный спор:
«Чей это звук?», «Чье это слово?». детям очень нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.
- «В слове слог договори, будь внимательным смотри!»
Педагог предлагает детям договорить слова, которые она хотела произнести.
Добавь слог «НА» или «НЯ» : Зи_, ня_, Та_, спи_, вес_.
добавь звук «Т» или «Т"» : сала_, крова_.
Приемов работы по обучению грамоте, апробированных педагогами, в современном образовании много, и только творческий подход педагога поможет разнообразить занятия по обучению грамоте.
Сейчас уже невозможно представить себе учебный процесс без использования средств информационно-коммуникационных технологий, без тренажёрной базы образовательных порталов. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, можно использовать педагогам и родителям следующие интернет- ресурсы :
1. Йоша Чтение и грамота для 6 лет. Курс «Звуки и буквы»
https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chtenie-i-gramota/6-let
2. Сообщество Wordwall
https://wordwall.net/ru-ru/community/учим-буквы
3. Инфоурок (игры со звуками)
https://infourok.ru/igri-so-zvukami-igra-lyagushka-ubegaet-ot-capli-klass-957443.html
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами