СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказываю о некоторых  приемах в работе с детьми ОВЗ на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики»

Марфичева Инна Витальевна,

учитель математики МБОУ «Мгинская СОШ», п. Мга Кировского района

Ленинградской области



Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики




Сегодня работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности является неотъемлемой частью системы образования. Каждый педагог должен строить учебный процесс для детей с ОВЗ через индивидуальное планирование их работы на уроке и дома, учитывая возрастные, физические и психологические возможности таких детей для развития их информационных и познавательных интересов, пространственного воображения и творческих способностей. Учитель информатики может использовать на своих уроках интерактивную доску для индивидуальной работы с особенным учеником, развивающие компьютерные игры, определенным образом настроенный интерфейс прикладных программ под особенности детей с ОВЗ, интернет-сервисы при подготовке материалов для разных видов работы. На уроках информатики имеет смысл применять графический, игровой, исследовательский, наглядный, практический метод, давать возможность для творческого самовыражения детей с ОВЗ (рисование, конструирование, моделирование, создание проектов). Для детей с ОВЗ важны наглядность, опорные конспекты, схемы, таблицы, рисунки и другие материалы, которые обеспечивают усвоение материала.

Приведу несколько примеров из опыта работы с особенными детьми на уроках.

Пример 1. Для закрепления основных терминов по теме «Управление компьютером» в 7 классе (п.3. учебника К. Ю. Полякова) использую тест-игру «Составь слово». Игра создана с помощью сервиса https://onlinetestpad.com. Смысл игры в том, чтобы ребенок из предложенного набора букв составил ключевые слова-термины урока. Ссылка на тест-игру https://onlinetestpad.com/rxks7v427oje2



Скриншот:



В тесте помимо русских терминов использую и английские (Shift, Delete и пр.), обеспечивая тем самым метапредметные результаты. В конце теста ребенку автоматически выставляется оценка. После окончания игры прошу ребенка разъяснить несколько терминов, дать определения.

Пример 2. Для контроля знаний, чтобы не выделять особенных детей, даю задание всему классу в виде теста, но разных уровней сложности. Например по теме «Техника безопасности» (вводный урок в 7 классе по программе К.Ю. Полякова) основная группа получает стандартный тест по ссылке https://kpolyakov.spb.ru/school/test7a/1.htm

А дети с ОВЗ получают тест с укрупненным шрифтом и большим количеством картинок, что дает возможность акцентировать внимание на самых важных моментах изучаемого материала:



Тест 1. Техника безопасности



1.Отметь рисунки, на которых показано какое вредное влияние на здоровье может оказать работа с компьютером?



Утомление глаз


Нагрузка на позвоночник

Боли в кистях рук


Электромагнитное излучение



2.Отметь рисунок, на котором показано какое расстояние должно быть от глаз до экрана монитора, чтобы глаза меньше уставали?



Около 20 см

Около 50 см

Все равно



3.Сколько времени в день можно работать за компьютером ученикам 7-9 классов (всего, в школе и дома)? Отметь один правильный вариант.


20 минут



35 минут



1 час



без ограничений




4. Отметь рисунки, на которых показано что запрещается делать ученику в компьютерном классе?

Включать напряжение питания

Разбирать компьютер

Принимать пищу у компьютера

Вводить текст с клавиатуры компьютера



5. Отметь рисунки, на которых показано что можно делать на уроке информатики только с разрешения учителя?

Выходить в сеть Интернет

Делать записи в тетради

Брать со стола учителя задания

Запускать программы



6. Что нужно делать ученику в случае пожара? Отметь правильный ответ:


использовать огнетушитель для тушения огня



быстро покинуть кабинет



открыть окна в кабинете



отключить электропитание в кабинете


7. Что нужно делать в случае неисправности компьютера? Отметь правильные ответы:


перезагрузить компьютер



выключить компьютер



сообщить учителю о проблеме



немедленно прекратить работу






Пример 3. По теме «Данные в компьютере» (п.3 учебника К.Ю. Полякова Информатика и ИКТ для 7 класса) основная часть детей получает стандартный тест, который вы можете увидеть по ссылке https://kpolyakov.spb.ru/school/test7a/3.htm, а дети с ОВЗ получают тест с указаниями к работе, либо кроссворд:



Тест 3. Данные в компьютере


  1. Закодируйте слово АКОР с помощью кодовой таблицы


А

О

Р

К

00

01

10

11



Подсказка:

Дана кодировочная таблица, где каждой букве поставлено в соответствие число:

О

П

Р

Т

2

3

4

5


В этом случае слово ПОРТ будет закодировано как 3245, а слово ТОРТ будет закодировано как 5245



Ответ: ____________________________________________________



  1. Как называется наименьшая единица измерения количества информации?


А) байт

Б) бит

В) единица

Г) килобайт


  1. Найдите (в битах) количество информации, записанной в двоичном коде: 0110001101.


Подсказка:

Слово 100110 содержит 6 битов, слово 1101 содержит 4 бита, слово 101 содержит 3 бита.


Ответ: ____________________________________________________



  1. Текст занимает в памяти 40 бит. Определите его информационный объём в байтах.


Подсказка:

8 бит составляют 1 байт.



Ответ: ____________________________________________________



  1. Текст занимает 30 байт. Определите его информационный объём в битах.

Подсказка:

8 бит составляют 1 байт.


Ответ: ____________________________________________________


6. Что нужно сделать, чтобы перевести количество информации из Кбайт в байты


А) умножить на 8

Б) разделить на 8

В) умножить на 1024

Г) разделить на 1024

Либо:


Кроссворд на тему «Данные в компьютере»





  1. Так называют представление информации в форме, удобной для её хранения, обработки и передачи

  2. Так называют 1024 байта

  3. Так называют 1 или 0 при двоичном кодировании

4. Так называют наименьший элемент цифрового рисунка, для которого можно задать свой цвет независимо от других элементов

5. Так называют 8 бит

6. Так называют набор данных, расположенный в долговременной памяти компьютера и имеющий имя



Еще один вариант онлайн - кроссворда по этой же теме для детей с ОВЗ на сайте https://onlinetestpad.com по ссылке https://onlinetestpad.com/b3syzu7zxfnf4

По окончании работы с кроссвордом ребенок получает автоматическую оценку с указанием процента выполнения задания. Мы обсуждаем неверные ответы, еще раз повторяя и закрепляя материал.

Скриншот кроссворда:



Пример 4. По теме «Интернет» (п.4. раздела «Введение в информатику» учебник и программа К.Ю Полякова) для контроля класс получает тест по ссылке https://kpolyakov.spb.ru/school/test7a/4.htm, а учащимся ОВЗ предлагаю тест по ссылке https://onlinetestpad.com/2g4h6gqndlj72 , где помимо вопросов с выбором ответа и с кратким ответом предлагаю вопросы на установление соответствия:





Это лишь несколько примеров из моего опыта.

Большая подготовительная работа к уроку информатики, со тщательно подобранным материалом, методами, приемами и формами работы повышают эффективность обучения учеников с ОВЗ и, тем самым, помогают ученикам не только быть успешными на других дисциплинах, но и стать социально адаптированными к дальнейшей взрослой жизни в современном информационном мире.

Ссылки на источники:

  1. К.Ю. Поляков. Сайт «Преподавание, наука, жизнь» - URL: https://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm [Дата обращения: 09.02.2022]

  2. Чернякова Е.С. Игры и задания занимательного характера на уроках математики// ИД «Первое сентября» – URL: https://urok.1sept.ru/articles/100190 [Дата обращения 27.02.2021]

  3. Таразанова К. Н. Обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья – URL: Обучение информатике и ИКТ учащихся с ограниченными возможностями здоровья (uspu.ru) [Дата обращения 21.05.2021]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!