СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом и этапы чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с книгой до чтения, во время чтения и после чтения любого материала.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом и этапы чтения»

Прием «Верные/ неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Обучающиеся выполняют задание – устанавливают верные или неверные утверждения, обосновывая свой ответ (текст параграфа, исторические источники)

До чтения текста

Утверждения

После чтения текста


  1. Утверждения из произведения

  2. Биографические факты писателя




Прием «Толстые/ тонкие вопросы»

Толстые вопросы – ответить определенно невозможно: Согласен ли ты? Почему ты считаешь так? В чем разница? И т.д.

Тонкие вопросы – можно дать однозначный ответ: Кто? Что? Когда? Где?

Прием «З-Х-У»

Дана тема урока, возможно на доске есть план. Обучающиеся заполняют таблицу на этапе актуализации знаний.

Знаю

Хочу узнать

Узнал





Прием «Инсерт»

При самостоятельной работе с текстом, обучающиеся используют прием Инсерт – читая делают пометки.

«˅» - соответствует тому, что вы знаете.

«-» - противоречит тому, что вы знали.

«+» - является для Вас новым.

«?» - непонятно, требуется больше сведений.


Прием «Кластер»

В центре ключевое слово. От него стрелки к другим понятиям связанными с ключевым словом (наподобие ментальных карт)


Прием «Дерево предсказаний»

Дерево предсказаний:

    • Ствол – тема урока, параграфа.

    • Ветки – название пунктов, план урока.

    • Листья – тезисы.


Прием «Корзина идей»

  • Называется проблема, задается вопрос, что известно ученику по этой теме.

  • Ученик в течении 1-2 минут записывает все, что известно.

  • Обмен информацией в парах или группах (не более 3-х минут).

  • Называют факты, сведения (составляется список, могут быть и ошибочные сведения, которые будут исправляться по мере освоения новой информации).


Прием «ПОПС»

ПОПС – прием при ответе на вопрос

    • Позиция – Я считаю, что…

    • Объяснение - …потому, что…

    • Примеры – Могу доказать это на примере…

    • Следствие – Исходя из сказанного, делаю вывод, что…


Прием «Кубик Блума»

По каждой теме заготовлены вопросы, начинающиеся с: почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделись. В зависимости от того какую сторону выбирает ученик на такой вопрос и отвечает.

На гранях кубика написаны начала вопросов:

  • Почему

  • Объясни

  • Назови

  • Предложи

  • Придумай

  • Поделись


Прием «Мозговой штурм»

Наподобие ментальной карты. В центре тема, и все ассоциации, которые возникают по теме, вопросы, все что угодно. Затем читает текст, ищет ответы на вопросы, и уточняет соответствует ли это тому, что он написал.


Прием «Компрессия текста»

G – аннотация – О чем текст?

S – краткий пересказ – Что говорится в тексте? (не более 5 предложений)

R – пересказ – полный, подробный пересказ



ЭТАПЫ ЧТЕНИЯ

1 этап – Работа до чтения. Здесь проходит работа с заголовком параграфа или главы. На этом этапе необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определенных знаний. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте. Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет были выдвинутые ими гипотезы. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно. Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов. Выделим способы чтения. Прежде всего это - опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр. Как видим, если вы даже и не знали классификации способов чтения книги, то, сами того не подозревая, часто ими пользовались. Например, отыскание примеров, подтверждающих тот или иной факт, сообщенный учителем, удобнее будет выполнить таким способом чтения как сканирование. Для самостоятельной работы с книгой у учащихся должен развиваться такой способ чтения, как углубленное, учителю при этом следует обращать внимание на такие приемы работы с книгой, которые обучают школьников именно такому виду чтения книги.

Часто в 5–ом классе возникает необходимость включения в урок математики элементов обучения чтению, и такой работе иногда уделяется целый урок. Учитель предлагает читать вслух текст по частям, при этом плохо читающим детям достаются небольшие и легкие части, детям с неустойчивым вниманием – чтение или повторение правил. В современных учебниках математики 5-6-х классов важные элементы, несущие смысловую нагрузку, правила, алгоритмы выполнения действий выделены разными цветами и шрифтами. Учителю необходимо на первых же уроках показать, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, а в дальнейшем постоянно добиваться и от учеников такого же выразительного чтения. Такое выделение главного должно приучить детей сначала видеть смысловые части, узловые моменты параграфа, а затем самим находить, выделять их в тексте учебника.

В 7 классе на уроках геометрии удобно будет провести ролевую игру - чтение параграфа при изучении свойств отрезков, лучей и углов. Первый ученик – отрезок, второй- луч, третий - автор и т.д. «Действующие лица» знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте. Остальные же слушают и внимательно следят по тексту учебника, после представления свойств ученики могут задать вопросы «геометрическим фигурам», те в свою очередь при ответе могут пользоваться текстом учебника.

М.И. Калинин отмечает, что «чтение углубляет мышление, побуждает мысль к поиску и анализу явлений». Для лучшего понимания прочитанного текста учебника следует вводить такие приемы работы с книгой, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выдвижение гипотез и проверка их, самоконтроль, восполнение пробелов текста, работа с примерами, выписывание и подчеркивание, выделение главного, составление плана, конспектирование, составление схем, рисунков и таблиц. Все это приемы обработки информации, заложенной в текст учебника. Эти приемы сложны, и иногда ученики 11 классов не всегда могут выделить главное при прочтении математического текста.

Для того чтобы диалог с книгой был полноценной беседой, необходимо, чтобы при прочтении у школьников возникали вопросы. Самая необходимая работа здесь, которую учитель должен проводить с учащимися, должна быть работа над вопросами к тексту. Эта работа нужна прежде всего для того, чтобы в последствии научить учащихся работать с узловыми моментами текста. Такой вид работы с учебником использовал еще Ферма: он брал задачи, обрабатывал их, а потом сравнивал с ответом. Отсюда может появиться урок-консультация, на котором дети выполняют тот или иной объем работы с помощью учебника, а учитель выступает в роли консультанта. Позднее возможен урок-дискуссия, на котором ученики обсуждают фрагмент прочитанного параграфа учебника на основе вопросов учителя и самостоятельно составляют вопросы к тексту. Чтобы научить школьников самим составлять вопросы к тексту, учитель должен после прочитывания частей текста сам задавать вопросы: «Что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?» и т.п. На уроках-конференциях ученики могут обсудить материал, сообщенный учителем после беглого чтения параграфа ученика. Конференцию можно провести как по одной теме, так и по нескольким. Например, на таком уроке можно обсудить вопрос: «В каких случаях пример можно решить за 1 секунду?» Речь на этом уроке пойдет о рациональных приемах счета (сочетательный и распределительный законы сложения и умножения). Заметим, что после каждого параграфа в учебниках, даже не только математики, имеются вопросы к параграфу. Этим вопросам учителя редко уделяют внимание, иногда задают ученикам ответить на них дома в домашней работе, но потом они остаются без проверки. А как видим, эти вопросы помогают сформировать у учащихся навыки самостоятельного составления вопросов для последующего самостоятельного изучения текста. Работа с этими вопросами в конце урока поможет подвести итог урока и вновь осуществить повторение изученного теоретического материала. В связи с перечисленными приемами работы с текстом параграфа, которые осуществляются на уроке, учитель должен показать ученикам, что при выполнении домашнего задания сначала необходимо повторить объяснительный текст учебника и ответы на вопросы к нему и только после этого приступать к выполнению письменного задания.

Как уже упоминалось выше, с каждым классом приемы работы с текстом усложняются. Вот, например, такие, как составление плана, тезисов, следует начинать с 7-го класса, а конспектирование, цитирование - с 9-10-х классов. Это не стоит понимать в буквальном смысле, что дети переходят в 7 класс и начинают составлять план. Нет, в 7 классе этот прием должен стать основным при работе с текстом, а в предшествующих классах следует проводить предварительную работу, которая поможет быстро и легко ученикам составлять планы параграфов учебников математики.

При чтении учебника необходимо приучать учеников делать пометки, записи или выписки. Еще В.И. Ленин при чтении книг на полях оставлял следующие значки: Х,!,!! – важно, очень важно, = - итог, - более или менее, ? – сомнительный вопрос, V –вставка, NB – хорошо, заменить. М.Н. Куфаев пишет о приемах работы А.С.Пушкина: «Некоторые места он подчеркивал в тексте, иные отмечает на полях, на полях же ставит различные значки (NB,-,?,!,Х и др)». Конечно, наши библиотечные учебники не позволят ученикам делать такие пометки, поэтому лучше, если школьники заведут специальные тетради, как сказал В.Шекспир: «Запечатлейте беглыми словами Все, что не в силах память удержать». Ведь всем попадались неясные места, на которые порой наталкивались при чтении. Это и отдельные слова, и словосочетания, и отдельные куски текста. Для выяснения придется обращаться не только к справочникам, здесь поможет учитель. Школьник может записать «неясности» в тетрадь. Эти заметки впоследствии могут стать заголовками будущих планов, конспектов, тезисов и замечаниями для обсуждения вопросов. Также выписки облегчают запоминание текста. С ними будет удобнее выполнять сравнение текстов нескольких учебников или учебных пособий. Все это первые навыки выполнения научно-исследовательской работы. Еще один способ вынесения заметок, не портя книг, – это прозрачные вкладные листки. Их удобнее применять для анализа карт, диаграмм и графиков. Использование этих вкладных листков позволяет отметить нужные детали, снабжая иллюстрацию в книге своими элементами. Также с помощью этих листков отмечаются и подчеркиваются ключевые слова в тексте. Здесь можно провести урок по привитию навыков нахождения ключевых моментов. Во время классной работы с учебником ученики, сидящие на первом варианте, просматривают и подчеркивают ключевые моменты в одном параграфе, а сидящие на втором варианте - во втором. Потом ученики меняются своими прозрачными листочками и проверяют правильность выполнения задания товарищем по парте.

Еще одним непростым, но в то же время необходимым способом обработки информации из книги является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. План – это краткая запись, передающая смысл объемного текста. Он отражает последовательность изложения и обобщает материал, представленный в учебнике, раскрывает его содержание. По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного. При работе с планом сосредотачивается внимание и стимулируется память. Г.Г.Гецов пишет: «именно планы окрыляют мысль ученика и пускают ее в самостоятельный полет.» Из опыта работы по планам видно, что план ускоряет проработку текста и помогает учащимся 10-11 классов готовиться к зачетам. Оглавление – это тот же план. Наблюдая за умением пользоваться содержанием книг, делаем вывод, что многие ученики не умеют им пользоваться. И если учащимся не сообщить, на какой станице находится параграф, который будет изучаться на уроке, или на которой находится рассматриваемая задача, то они могут затратить много времени на их отыскание. В такой ситуации нужно применять приемы по обучению учеников использовать оглавление учебника математики. На первых уроках математики в 5-х классах можно провести игру «Найди – ка!», где учитель или один из учеников загадывают название параграфа и сообщают ученикам. Остальные ученики, в свою очередь, должны быстро с помощью оглавления найти задуманный параграф или его пункт, зачитав несколько строк из него. Этот прием развивает внимательность, быстроту реакции и позволяет ориентироваться в логическом изложении математического материала в учебнике.

Важным из способов записи прочитанного, особенно для старших классов, является конспектирование. А.А.Любищев пишет: «Конспекты серьезных вещей я делаю очень тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени». Конспектирование математических книг занятие трудное и занимательное. Зная, что существует алгебраический язык, который позволяет сокращать обычную запись теоремы, решения примеров, под конспектированием учебника математики мы понимаем перевод обычной записи (на естественном русском языке) в математическую запись (на формальном языке). В этом и есть трудность, с которой сталкиваются ученики. Они не могут осуществить этот переход и порой переписывают все содержимое параграфа. Конспект, по Г.Г.Гецову, это синтетическая запись, помогающая использовать в нужном объеме различные формы работы с текстом, подходящие для каждого конкретного человека. Л.А.Николаева подмечает, что характер конспектирования опирается на цели работы. Конспекты можно классифицировать в зависимости от цели работы: плановый, текстуальный, свободный, тематический, обзорный тематический, хронологический. Главное требование к конспекту, которое выдвигает Г.Г.Гецов, заключается в том, что запись должна быть систематической, логически связной. В.И.Ленин высказал по этому поводу следующее: «В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении». Главное, чтобы потом можно было пользоваться этим конспектом не только тому, кто его составлял, но и другим ученикам.

Еще одним способом обработки информации из текста является составление тезисов. Тезисы – это то самое главное, что заключено в параграф учебника. Это также положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. Тезисы ценны для критического анализа текста. При их использовании акцентируется или заостряется суть вопроса. Из этого видно, что в математике использование тезисов не очень удобно с технической точки зрения. Параграф в учебнике математики и так содержит точку зрения одного автора, который доказывает только одно утверждение и одним методом. Поэтому тезисы здесь сравнимы с выявлением узловых моментов текста.

3 этап- Работа после чтения. После чтения параграфа или главы из учебника, ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали, так как Н.К.Крупская утверждала, что «хотя книги имеют громадное значение, но это не единственный источник, из которого черпается самообразование. Надо учиться не только из книг, но и из жизни». На этом этапе работы с книгой необходимо вернуться к заголовку и проверить выдвинутые перед чтением гипотезы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!