СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы работы с текстом на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Приемы работы с текстом на уроках русского языка»»







Мастер-класс



«Работа с текстом

на уроках русского языка»





Гильманшина Т.А.

учитель 1 категории

МКОУ «Купянская ООШ»













2019 г.

Мастер-класс


«Приемы работы с текстом на уроках русского языка»


Проводит: учитель 1 категории МКОУ «Купянская ООШ» Гильманшина Т.А.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка .

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.


Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Самые важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Слайд 4

В начальной школе по русскому языку одним из основных разделов являются разделы «Наша речь» и «Текст». В этих разделах центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку.

Слайд 5 Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь учащихся развивается. слайд 6

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.


Виды работы с текстом.( слайд7)

1. Деление текста на предложения:

3-4 предложения – 1-2 класс;

5-8 предложений – 3 класс;

9-12 предложений – 4 класс.

Примеры

1 класс:

Потерялись знаки препинания! Найди их. Текст раздели

на предложения и запиши. Подчеркни последнее предложение.

2класс:

Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели  последние  листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке  старый пёс дремал в углу  по полу разгуливала белая курица.

3класс:.

Перед тобой текст, в котором «спрятались» шесть предложений. Если ты их найдёшь, получится интересное стихотворение. Напиши.

Подчеркни главные члены во2-6 предложениях.

4 класс:

Расставь знаки препинания.

Из-под каменист_ берега б_ёт родник его открыли охотники они вырыли лунку очистили от песка обл_жили камнем р_дничок наполнил лунку и потёк теперь ч_рпают воду из лунки как из колодца я часто бывал на Кавказ_ и вид_л в г_рах р_дники их находят по р_сяной влажност_ на скалах скалу пр_рубают выводят родник наружу из камней у самой тр_пы выкладывают колодец здесь усталый путник мож_т ут_лить жажду а ты пил воду из родника нет ничего прохладнее и чище ключевой воды


2. Составление предложений из слов.(слайд8)

2 класс

Из данных слов составить предложения, запиши текстом, текст озаглавить:

Русский, хорош, зимой, лес.

Деревьями, под, сугробы, глубокие.

Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.

Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.


3класс

Составь предложения из слов, запиши получившийся текст и озоглавь его:
1) жаркий, ребята, в, день, шли, по, дороге, полевой.
2) вдруг, увидели, они, поле, в, дыма, клубы
3) это, спелая, горела, рожь
4) Коля, Серёжа, тушить, и, пожар, кинулись
5) Миша, в, помчался, село
6) вскоре, два, подъехали, трактора
7) они, заваливать, стали, пластами, земли, рожь


4 класс

Птицы под снегом.

по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.

косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.

громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.

заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.

в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.

вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.

опять, в, поклюют, снег, и.

заметит, снегом, кто, под, их.

- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?

- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.

- Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу?

(Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах, зимующих под снегом).

3. Работа над деформированным текстом: (слайд9)

1класс

Вставить в текст слова для справок

  _____________ снег

Ночью выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца ___________ сугроб. Беру ___________  лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.


2класс

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.

2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.

3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.

4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.


3 класс

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст

4.Работа над структурой текста( слайд10)

1 класс

1.Определи, в каком порядке нужно записать предложения,

пронумеруй в квадратиках. Полученный текст запиши

в тетрадь. Подчеркни нераспространённые предложения.

2 класс

-Определи части текста.

Зайчик

В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, а хвост короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

3класс

Прием «Пазлы»

(дан текст, разрезан на смысловые части по структуре:

Задание: 1 гр. – определите вводную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

2 гр. – определите основную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

3 гр. – определите заключительную часть текста (концовку), установите и назовите признаки, по которым определяли.


5. Творческие работы

1класс

Имена собственные


Прочитай текст, вставляя недостающие слова.

Найди в тексте ошибки и исправь.


Работа над зашифрованным текстом.

Дети пошли в   .

Ре бята нашли много   .

(В)   живет   .

Хорошо в   .


2класс

Составление текста по словосочетаниям



6.Прием: Работа с поликодовым текстом

Беседа строилась по следующим вопросам:

1. Какое правило «зашифровано» в рисунке?

2. Как вы догадалиь, кто является героем правила?

3. Расскажите правило, представленное рисунком.

Сначала предлагается детям рассмотреть рисунок «Предлоги» .

Второклассники легко связали рисунок с правилом написания предлогов со словами. Героями правила назвали предлоги, перечислили их, сформулировали само правило. Предлоги

3 класс

Составление текста по иллюстрации при помощи плана

Рассмотри рисунок, озаглавь его.

Составь текст по плану.

Напиши текст.

План

1) Скоро прилетят птицы.

2) Работа в мастерской.

3) Новосёлы.


4 класс слайд

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо».Обучающимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
    Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

  3. Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

  4. Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

  5. Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

7. Написание изложений:( (слайд11) и сочинений Цель этих упражнений – научить детей строить текст по логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства.

классификация изложений:

  • подробное

  • выборочное

  • краткое (сжатое)

  • с дополнительным речевым заданием творческого характера

  • изложение знакомого, малознакомого и незнакомого текста

  • изложение текста, воспринимаемого зрительно, на слух и зрительно, только на слух

  • изложение по плану


8. Написание сочинений: (слайд12)

классификация сочинений:

  • сочинения повествовательного характера

  • сочинения описательного характера

  • сочинения-рассуждения

Виды сочинений:

  • по картине

  • по вопросам

  • по личным наблюдениям

  • по опорным словам на заданную тему

Заключение 

Одна из главных задач педагога, родителей – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

Вывод. Чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!