СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с учащимися ОВЗ индивидуального обучения на дому в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каджым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается и глобальной проблеммой стоит охрана здоровья детей в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с учащимися ОВЗ индивидуального обучения на дому в условиях реализации ФГОС»»



«Приемы работы с учащимися ОВЗ индивидуального обучения на дому в условиях реализации ФГОС» «

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно стоит вопрос их обучения.

Вы знаете, что глобальной проблемой нашего времени является охрана здоровья детей. Я, учитель коррекционной школы VIIIвида хочу поделиться с вами опытом применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому.

В нашей школе сформированы и работают программы по здоровье сбережению и здоровьеукреплению. Мы учителя, индивидуального обучения, работающие с таким контингентом, переработали эти программы с учетом здоровья каждого из своих учеников. Принимая тот факт, что я работаю с ослабленным здоровьем ребенком, важнейшей целью ставлю для себя – создание системы медико-педагогических оздоровительных мер с использованием комплекса средств и методов воздействия на здоровье с учетом возможностей обучающегося. Основные направления деятельности педагогов школы по здоровьесбережению: медицинское, психологическое, социальное и педагогическое.

Задачей коррекционного обучения учащихся с нарушением интеллекта, обучающихся на дому – создание условий для развития социального, интеллектуального и эмоционального потенциала, формирование позитивных личностных качеств, компенсация, ослабление первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии. С учащимися, находящимися на надомном обучении, работают специалисты школы. Вся работа строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями учащихся. Работа строится по принципу: «Ученик- родитель- учитель».

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося.

Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, эти дети могли самостоятельно себя обслужить, выполнять в быту простую работу.

Я работаю с ребенком с умственной отсталостью, у мальчика ДЦП. В 2017 года поступил в 1 класс.

Мальчик в контакт со взрослыми вступал избирательно, при этом вел себя демонстративно и импульсивно. К предложенным заданиям интерес не проявлял. При затруднении выполнения задания, отказывался от продолжения работы. Эмоционально агрессивен, стучал по парте. Речь сложна для понимания. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание не устойчивое. На момент поступления в школу была совершенно не развита мелкая моторика рук. Не различал основные цвета и не мог самостоятельно держать карандаш.

Поэтому, планируя урок, понимал, что и именно здоровье сберегающие технологии определяют его структуру, предотвращают состояния переутомления, ухудшения самочувствия ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Укреплению психического здоровья, стремлению вести здоровый образ жизни помогают личностно- развивающие технологии. А применение элементов лечебно- оздоровительных технологий (смена видов деятельности, самомассаж) помогают укрепить физическое состояние ребенка.

Приходилось работать методом «проб». Основным методом обучения беседу, информационные и здоровьесберегающие технологии. Беседы проводил в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практический работ, демонстрации сюжетных и предметных картинок. Информационные технологии дают возможность подать информацию максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Мальчик медлительный, поэтому старался не торопить его во время опроса, давая время на обдумывание, подготовку, создавал условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. Приходилось постоянно побуждать его к действию, чтобы он не расслаблялся, а сохранял заданный темп урока.

Учитывая возрастные психологические особенности, всегда продумываю число видов учебной деятельности на уроках, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Считаю, что перегрузка на уроке, которая вызывает нервозность и утомляемость, зависит не только от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у ребенка отторжение или кажется неинтересным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Объяснение нового материала опирается на ранее полученные знания. Важна новизна и нетрадиционность подачи учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Интерес вызывает знакомство со сказочными персонажами, журналами, рассказе и показе, например: какого- либо города, страны.

При знакомстве с учебным материалом апеллирую к произвольному вниманию, учу его воспринимать речь на слух, используя при этом информационные технологии.

Дидактически проработанный урок- самый здоровьесберегающий для всех его участников. Ученик с желанием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении.

Обязательным элементом начала урока является разминка, момент приветствия. В процессе урока провожу 1 или 2 физминутки, в зависимости от эмоционального и физического состояния мальчика. Физминутки на уроках – это могут быть логоритмические упражнения для всех групп мышц, под музыку. Гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная. Повышают настроение и кинезиологические упражнения. На перемене – игротерапия и самомассаж.

При изучении письму начинали с трех пальцев, которые держат ручку ( пользуемся резинкой для денег). Собираем пирамиды, работаем с геометрическим материалом, много занимаемся штриховкой и шнуровкой.

Ощупываем буквы из наждачной бумаги, сопряженно пишем букву, делаем аппликации. Ощупывая буквы из наждачной бумаги, создавая образ буквы, обводим ее и произносим. Так прописной символ запоминается двояким образом: посредством осмотра и прикосновения. Таким образом в работе с буквами активно участвуют слух, осязание и зрение. Активно задействована мускульная память. Этот вид памяти хорошо развит у детей со сложной структурой дефекта. Часто приходится наблюдать, что мальчик может вспомнить название какой- либо буквы после того как несколько раз обведет ее пальцем. Кроме этого мы лепили буквы из пластилина, конструировали их проволоки и счетных палочек. Эта работа способствует не только запоминанию, но и развитию мелкой мускулатуры руки, тактильной памяти при зрительном контроле. Так же для развития моторики использую пуговицы: собирали по цвету, размеру. Мозаику, косточки от счет, конструктор.

В процессе обучения математике старался научить различным способам к усвоению математических знаний: количественных, пространственных, временных представлений, которые могут помочь ребенку включиться в трудовую деятельность. Складывать и вычитать учимся на счетах и по линейке. Если «+», то пальчик шагает от «0»вперед, если «-«, то пальчик шагает к нулю. Цель таких занятий- развитие коммуникабельности ученика. В жизни будет сложно, так как рядом не всегда будут находится родители., и ребенок должен самостоятельно уметь купить необходимые продукты и правильно оформить документы. Поэтому на всех уроках математики включаю работу с МОНЕТАМИ различного номинала. Здесь же закрепляем состав числа. Много внимания уделяю применению принципа практической направленности обучения. Содержание образования базируется на таких дисциплинах как: математические представления, , коммуникативные коммуникации, речь и альтернативные коммуникации, и т. д. вместе учимся накрывать на стол, считая при этом посуду и приборы, выполнять гигиенические процедуры, ухаживать за комнатными растениями, наводить порядок в своей комнате, ухаживать за домашними животными. Мы много работаем с пластилином, конструктором, четками, эспандером. Используя многообразные виды конструирования и аппликации, вырабатывается усидчивость, внимание, моторика движения пальцев. Вся эта работа развивает логическое мышление.

В настоящее время мальчик обучается в 3 классе. Уже видны значительные результаты работы. Воспитанник стал общителен, спокойнее, отвечает на вопросы, пытается составить рассказ по картинке. Знает правила дорожного движения. Любимым школьным предметом является математика. Учится пользоваться мобильным телефоном, магнитофоном, калькулятором, работать на компьютере. Важнейшим моментом в обучении является создание «ситуации успеха».

Принимаем участие в школьных конкурсах и интернет. Получение положительных результатов, способствует дальнейшему усовершенствованию и автоматизации выполненных работ. Кроме того, участие в общих мероприятиях помогает ребенку надомного обучения не замыкаться на своих проблемах, а адоптироваться в социуме, почувствовать себя частью этого социума, гражданином своей страны, несмотря ни на что. Очень важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями осознал такую мысль: «Чтобы сохранить и укрепить мое здоровье, нужно много трудиться».