СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития критического мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены приемы, которые способствует развитию критического мышления учащихся

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития критического мышления»

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала  заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. 

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

•  Стадия вызова - На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

•  Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

•  Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.


Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. 


Методических приемов достаточно много. Я остановлюсь на некоторых.


Прием “Пометки на полях”

известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях параграфа или специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком “галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.

Знаком “плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком “минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком “вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме на этапе «вызова», т.е. актуализации знаний.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.

Прием "Кластер" можно использовать при подведении итогов.

Обломов  «Причины, породившие состояние дисгармонии героя с миром»

В процессе обсуждения расширяем перечень и заполняем таблицу (стадия содержания):

- причины, породившие апатию;

- неумение героя разобраться во внутренних противоречиях;

- утрата веры в себя;

- неумение любить и ценить себя;

- отсутствие высокодуховной цели, идеи;

- круг общения;

- окружающая обстановка;

- сформировавшееся в детстве идеалистическое отношение к жизни.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:

• Выделение ключевого слова или словосочетания

• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)

• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"

• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

6. Приём «Синквейн» или пятистишие 

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Солнце.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. 

Это же можно сказать и о другом подобном приеме:

Приём «Диамант»

Он может применяться при работе с понятиями, противоположными по значению.

Правила составления диаманта:
Название (одно существительное)
Описание (два прилагательных)
Действия (три глагола)
Ассоциации (четыре существительных, по два антонима)
Действия (три глагола)
Описание (два прилагательных)
Название (одно существительное)

Например:

Жилин

Сильный, волевой

Работает, дружит, борется

Борьба, свобода / безразличие, обуза

Ждет, болеет, смиряется

Слабый, бесхарактерный

Костылин


Любой из этих приемов дает возможность усвоить важные моменты, понятия изученного материала; творчески переработать важные аспекты темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. 

Только удачно подобранный метод поможет реализовать практически все намеченные цели и задачи учебного процесса. И только удачная стратегия, которая обладает научностью, способствует развитию критического мышления учащихся.


Критическое мышление

Самостоятельное, направленное

Созидает, развивает, совершенствует

Критически мыслить - значит двигаться вперед.

Прогресс