Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Восприятие текстов младшими школьниками:
• Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
• Слабость анализа и синтеза прочитанного;
• Зависимость от небольшого жизненного опыта;
• Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
• Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
• Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
• Преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Виды чтения:
1. Просмотровое
2. Ознакомительное – поисковое
3. Смысловое (критическое, изучающее)
Качества навыка чтения:
• правильность
• беглость
• сознательность
• выразительность.
Этапы становления навыка чтения
Аналитический этап
Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.
Синтетический этап
Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.
Этап автоматизации
Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.
Работа над правильностью и беглостью чтения приёмы:
Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения.
Чтение строчек с прикрытой основой
Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память. Расширяется объём памяти, так как необходимо удерживать в памяти сразу несколько слов.
Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса.
Поиск в тексте заданных слов. Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
Этапы работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Методические приемы развития смыслового чтения
ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:
«!» - помечается то, что уже известно,
«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.