Муниципальное образовательное учреждение
«Бобриковская средняя общеобразовательная школа»
Белевского района Тульской области
Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Подготовила
Юдкина Н.С.
Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, в системе общего образования и переход к обновленной системе начального образования в рамках ФГОС требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций;
активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению;
в результате происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.
Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.
Может возникнуть вопрос: всем ли обучающимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.
Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?
На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.
В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний.
Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности обучающихся.
Важным звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.
Что же такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Почему так необходимо знать особенности создания проблемной ситуации на уроке? Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний
мощное развитие интеллекта, творческих способностей
воспитание активной личности. Что мы называем проблемной ситуацией?
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Приемы создания проблемной ситуации с удивлением:
Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.
Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием
Шаги:
Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием на ошибку.
Сообщает научный факт (сообщение, эксперимент или наглядность)
Приемы создания проблемной ситуации с затруднением:
Учитель дает задание, не выполнимое вообще.
Практическое задание, не сходное с предыдущим
3. Шаги:
Дать практическое задание, сходное с предыдущим
Учитель доказывает, что задание не выполнимо.
После создания проблемной ситуации дети должны осознать противоречие. Это достигается с помощью системы вопросов.
Методы постановки учебной проблемы
1. Побуждающий диалог
Прием №1 (Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий)
Тема: "Склонение имен существительных"
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Прочитайте предложение.
Найдите однородные члены предложения.
К какой части речи они относятся?
Определите их род и падеж.
Выделите их окончания.
(Возникает проблемная ситуация)
Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Тема: "Непроизносимые согласные"
Весть, известие, вестник, известный, известно
Сравните произношение и написание
Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия)
Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Здесь используется побуждающий диалог
- Какие есть предположения?
Разрешение проблемной ситуации
В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится
Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку)
Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку?
Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи? Если нет предположений,
2 подсказка:
Где стоит непроизносимая согласная?
Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная
-Что вы заметили?
Так когда же согласный не произносится?
Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.
Если подсказка не помогает, учитель дает правильный ответ.
Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них проверяется.
Прием №2 ( сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием)
Мухоловка
Дается практическое задание - Выделите корень Ученик выделяет 1 корень
- Все согласны?
Дети удивляются тому, что здесь может быть 2 корня.
Сколько мнений в классе?
Какой вопрос возникает?
Здесь используется побуждающий диалог
Прием №3 (Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием на ошибку)
Тема: Правописание существительных с суффиксами -чик, -щик. груз буфет
- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -чик, -щик.
Работа в группах. Варианты ответов могут быть разные.
Задание выполняли одно, а почему получились разные варианты? (осознание противоречия)
Почему так вышло?
Чего мы не знаем?
Какой будет тема урока?
Здесь используется побуждающий диалог
Прием №4 ( невыполнимое задание)
Тема: Умножение
Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?
Вы смогли записать выражение к задаче?
Почему?
Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)
Здесь используется побуждающий диалог
Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)
3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51
Что это за числа?
Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7
Вы смогли выполнить задание?
Почему задание не получилось?
Чем оно отличается от предыдущего?
Какова тема сегодняшнего урока? Здесь используется побуждающий диалог Решение:
Работа в группах
Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)
С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)
Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?
Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.
2.Подводящий к теме диалог- цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы
Тема: Правописание безударных гласных в приставках Спишите слова, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные
В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их.
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? А какое правило мы еще не изучали? Значит, какая тема урока? Здесь используется подводящий диалог. Он не всегда имеет проблему, поэтому менее ценен.
Из упражнения выпишите слова в 2 столбика: где приставка под ударением и где приставка без ударения.
Что общего между приставками под ударением и без ударения?
В каких приставках пишется гласная О? А?
Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках.
Сверьте свой вывод с учебником
Тема « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»»
Проблемная ситуация « Подводящий к теме диалог»
Учителю требуется выстроить цепочку вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Действия учителя | Действия учащихся | Анализ |
Учитель работает над постановкой проблемы с помощью подводящего диалога | Ученики выполнят задание и отвечают на вопросы учителя. | |
Прочитайте слова, записанные на доске. | На доске написаны слова :мяч, дочь, печь, шалаш, камыш, мышь. | Подводящий диалог |
Как распределить слова в два столбика? | Распределяют слова в два столбика: мяч | дочь | шалаш | печь | камыш | мышь | | |
Что общего заметили? | В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | |
В чём различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике- с мягким знаком на конце слова. | |
Значит, какая будет тема урока? | Мягкий знак после шипящих на конце существительных. | |
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Использование проблемных ситуаций на уроках способствует:
во-первых, формированию и развитию УУД;
во-вторых, использованию субъектного опыта учащихся, а значит ориентации обучения на личность;
в-третьих, возможности осуществлять деятельностный подход в обучении.
Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
1. Самостоятельный поиск новой информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Список литературы:
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учебно-методическое пособие ,Н.П.Клещеногова -Кемерово, МБОУДПО "НМЦ" 2013
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учебниками: Пособия для учителя.- М., 2002.-168 с
http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций http://www.rae.ru/snt/?section