СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье говорится о приемах создания проблемной ситуации и способах её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Бобриковская средняя общеобразовательная школа»

Белевского района Тульской области











Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.












Подготовила

Юдкина Н.С.

Приемы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, в системе общего образования и переход к обновленной системе начального образования в рамках ФГОС требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает

  • создание под руководством учителя проблемных ситуаций;

  • активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению;

  • в результате происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.

Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность обучающихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

Может возникнуть вопрос: всем ли обучающимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?

На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний.

Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности обучающихся.

Важным звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.

Что же такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Почему так необходимо знать особенности создания проблемной ситуации на уроке? Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний

  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей

  • воспитание активной личности. Что мы называем проблемной ситуацией?

Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.

Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Приемы создания проблемной ситуации с удивлением:

  1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.

  2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием

  3. Шаги:

  • Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием на ошибку.

  • Сообщает научный факт (сообщение, эксперимент или наглядность)

Приемы создания проблемной ситуации с затруднением:

  1. Учитель дает задание, не выполнимое вообще.

  2. Практическое задание, не сходное с предыдущим

3. Шаги:

  • Дать практическое задание, сходное с предыдущим

  • Учитель доказывает, что задание не выполнимо.

После создания проблемной ситуации дети должны осознать противоречие. Это достигается с помощью системы вопросов.

Методы постановки учебной проблемы

1. Побуждающий диалог

Прием №1 (Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий)

Тема: "Склонение имен существительных"

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

  • Прочитайте предложение.

  • Найдите однородные члены предложения.

  • К какой части речи они относятся?

  • Определите их род и падеж.

  • Выделите их окончания.

(Возникает проблемная ситуация)

  • Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

  • Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)


Тема: "Непроизносимые согласные"

Весть, известие, вестник, известный, известно

  • Сравните произношение и написание

  • Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия)

  • Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Здесь используется побуждающий диалог

- Какие есть предположения?

Разрешение проблемной ситуации

  • В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится

  • Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку)

  • Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку?

  • Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи? Если нет предположений,

2 подсказка:

  • Где стоит непроизносимая согласная?

  • Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная

-Что вы заметили?

  • Так когда же согласный не произносится?

  • Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.

Если подсказка не помогает, учитель дает правильный ответ.

Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них проверяется.


Прием №2 ( сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием)

Мухоловка

Дается практическое задание - Выделите корень Ученик выделяет 1 корень

- Все согласны?

Дети удивляются тому, что здесь может быть 2 корня.

  • Сколько мнений в классе?

  • Какой вопрос возникает?

Здесь используется побуждающий диалог

Прием №3 (Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием на ошибку)

Тема: Правописание существительных с суффиксами -чик, -щик. груз буфет

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -чик, -щик.

Работа в группах. Варианты ответов могут быть разные.

  • Задание выполняли одно, а почему получились разные варианты? (осознание противоречия)

  • Почему так вышло?

  • Чего мы не знаем?

  • Какой будет тема урока?

Здесь используется побуждающий диалог


Прием №4 ( невыполнимое задание)

Тема: Умножение

Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу

На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

  • Вы смогли записать выражение к задаче?

  • Почему?

  • Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)

Здесь используется побуждающий диалог


Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)

3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51

  • Что это за числа?

  • Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7

  • Вы смогли выполнить задание?

  • Почему задание не получилось?

  • Чем оно отличается от предыдущего?

  • Какова тема сегодняшнего урока? Здесь используется побуждающий диалог Решение:

Работа в группах

Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)

  • С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)

  • Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?

Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.

2.Подводящий к теме диалог- цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы



Тема: Правописание безударных гласных в приставках Спишите слова, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные

  • В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их.

  • Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? А какое правило мы еще не изучали? Значит, какая тема урока? Здесь используется подводящий диалог. Он не всегда имеет проблему, поэтому менее ценен.

  • Из упражнения выпишите слова в 2 столбика: где приставка под ударением и где приставка без ударения.

  • Что общего между приставками под ударением и без ударения?

  • В каких приставках пишется гласная О? А?

  • Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках.

  • Сверьте свой вывод с учебником


Тема « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»»

 Проблемная ситуация « Подводящий к теме диалог»

Учителю требуется выстроить цепочку вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.



Действия учителя

Действия учащихся

Анализ

Учитель работает над постановкой проблемы с помощью подводящего диалога

Ученики выполнят задание и отвечают на вопросы учителя.


Прочитайте слова, записанные на доске.

На доске написаны слова :мяч, дочь, печь, шалаш, камыш, мышь.

Подводящий диалог

Как распределить слова в два столбика?

Распределяют слова в два столбика:

мяч

дочь

шалаш

печь

камыш

мышь





Что общего заметили?

В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.



В чём различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике- с мягким знаком на конце слова.



Значит, какая будет тема урока?

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.



В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязатель­но будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Использование проблемных ситуаций на уроках способствует:

во-первых, формированию и развитию УУД;

во-вторых, использованию субъектного опыта учащихся, а значит ориентации обучения на личность;

в-третьих, возможности осуществлять деятельностный подход в обучении.

Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

1. Самостоятельный поиск новой информации.

2. Самостоятельная работа с учебником.

3. Овладение навыком решения задачи.

4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

5. Развитие личностных качеств.

6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.


Список литературы:


Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.    Учебно-методическое пособие ,Н.П.Клещеногова -Кемерово, МБОУДПО  "НМЦ" 2013

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учебниками: Пособия для учителя.- М., 2002.-168 с

http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций http://www.rae.ru/snt/?section