С удивлением | Между двумя (или более) положениями | Прием 1. «Конфликт». Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Прием 2. «Столкновение мнений» Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих обучающихся, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация. |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом, сведениями. | Прием 3 «Неожиданная ошибка» . В сравнении с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Шаг1. Сначала учитель выясняет житейское (т.е ограниченное) представление обучающихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт, необходимые сведения. |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание | Прием 4 «Не могу». Учитель даёт задание, практически не выполнимое . Или не выполняемое на первый взгляд. Справится с ним у обучающихся не получается, вызывая затруднения. Прием 5 «Несоответствие». Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым дети до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. Прием 6 «Неопределенность». Самый сложный из всех приёмов. Шаг 1. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, школьники его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Шаг 2. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по 2 шага. При чем первый шаг заставляет обучающихся ошибиться, а второй - разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления, а в приеме 6- из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. |