СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена классификация  приемов создания проблемных ситуаций на уроках( по Е.Л.Мельниковой)

Просмотр содержимого документа
«Приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе»

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Прием создания проблемной ситуации

( По Мельниковой Е.Л.)


С удивлением

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. «Конфликт». Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Прием 2. «Столкновение мнений» Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих обучающихся, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом, сведениями.

Прием 3 «Неожиданная ошибка» . В сравнении с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Шаг1. Сначала учитель выясняет житейское (т.е ограниченное) представление обучающихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт, необходимые сведения.

С затруднением


Между необходимостью и невозможностью выполнить задание

Прием 4 «Не могу». Учитель даёт задание, практически не выполнимое . Или не выполняемое на первый взгляд. Справится с ним у обучающихся не получается, вызывая затруднения.

Прием 5 «Несоответствие». Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым дети до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Прием 6 «Неопределенность». Самый сложный из всех приёмов. Шаг 1. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, школьники его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Шаг 2. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по 2 шага. При чем первый шаг заставляет обучающихся ошибиться, а второй - разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления, а в приеме 6- из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!