СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу "Неизвестный цветок" А.П. Платонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу "Неизвестный цветок" А.П. Платонова»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕДЬКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА











К О Н С П Е К Т

урока литературы в 6 классе




Тема : « Прекрасное в жизни человека по произведению А.Платонова  «Неизвестный цветок» » (Урок изучения нового материала)


Составил: Струль Нина Валентиновна, учитель русского языка и литературы













2021 г.




Тема : Прекрасное в жизни человека по произведению А.Платонова  «Неизвестный цветок» (Урок изучения нового материала)

Цели:

-образовательные:

  1. Чтение и идейно-художественный анализ произведения.

  2. Формирование представлений об особенностях жанра сказки-были; совершенствование навыка различать жанровое своеобразие сказки и повести.

  3. Отработка умения ориентироваться в тексте  художественного произведения.

- развивающие:

  1. Способствовать развитию читательского вкуса, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.

- воспитывающие:

5. Способствовать формированию ценностных ориентаций.

Оборудование урока:

1.Мультимедийная презентация.

2. Учебник-хрестоматия по литературе

Домашнее задание к уроку: прочитать сказку А.Платонова  «Неизвестный цветок» и статью в учебнике, рассказывающую о писателе.


Ход урока:

  1. Организационный момент


У: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Какое сегодня прекрасное утро! Какая чудесная погода! А что еще можно назвать в жизни человека прекрасным?! (Ответы детей, которые фиксируются на доске)


Хорошо, молодцы. Сегодня мы будем говорить о прекрасном в жизни человека по произведению А.Платонова  «Неизвестный цветок». Совпадут ли наши

представления с авторскими, посмотрим. (Большой ? на доску)


А сейчас запишем дату и тему урока.


  1. Изучение нового материала


У: Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом     посвятит свою жизнь памяти отца (слайд 1,2,3-фотография автора, его дочери, основные даты жизни).

- Сообщение ученика об основных фактах биографии писателя (3 минуты)




-Посмотрите внимательно в учебник и попробуйте определить вид этой сказки: литературная, авторская? Объясните, почему вы так решили?

-Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

-Давайте вспомним:

  • Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)

  • Что такое быль?

  • Попробуйте тогда самостоятельно сформулировать определение авторского жанра: сказка-быль.

(Ответы учащихся и запись самого удачного определения) (слайд 5)


У: Наша задача, как внимательных читателей, разобраться, как особенности жанра воплотились в тексе. А начнем мы вот с какого задания. Ребята, сейчас я попрошу вас в парах взять друг у друга небольшое интервью. Задайте друг другу вопросы, которые начинаются со слов: где? когда? кто? зачем? почему? (слайд 6)


Работа в парах

У:

  • Кто хочет поделиться своими вопросами и ответами? (Ответы учеников)

  • А какое впечатление в целом произвела на вас сказка-быль?

  • Все ли понятно по содержанию текста?

  • Обратите внимание еще раз на название произведения Платонова. Как вы думаете, почему автор так назвал его? Неизвестный – это какой?

  • Кто был самым внимательным читателем и нашел, где признаки сказки, а где были и как они сочетаются в одном произведении?

  • Какой эпизод вам понравился больше всего и почему?

  • Были ли эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

  • На какие части вы бы разделили текст?    (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя - запись в тетрадь плана)


У: Хорошо, молодцы. А теперь, еще раз внимательно вчитываясь в текст, продолжим нашу работу.

- Как выглядел цветок? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы ( слайд 7-текст).

- Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок  на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба)

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы ( слайд 8-текст ).




- У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные?   (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын)

 - Как называется такой литературный прием? (олицетворение)

- Зачем автор оживляет цветок?

- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки - уменьш.-ласкат.суффиксы)

- Были ли в жизни цветка радости? Какие? Подтвердите цитатами из текста ( слайд 9-текст).

-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (слайд 10)

- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?  

- В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки?

( Ответы учеников)


  1. Итоги урока


У: -Так что же по Платонову является прекрасным в жизни человека? Сравним с нашими представлениями в начале урока? Сделаем вывод.

-Чему научились, над чем задумались, что вынесли лично для себя после нашего разговора?


Ребята, спасибо вам всем за урок. Молодцы! Вы прекрасно думаете и высказываете свои мысли. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.


Домашнее задание:

  1. Еще раз выразительно прочитать сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок».

  2. Нарисовать рисунок в тетради неизвестного цветка. Каким вы его представляете.

  3. Ответить письменно на вопрос: «Как вы понимаете особенности жанра сказка-быль на примере произведения Платонова?» (слайд 11)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!