МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕДЬКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
К О Н С П Е К Т
урока литературы в 6 классе
Тема : « Прекрасное в жизни человека по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок» » (Урок изучения нового материала)
Составил: Струль Нина Валентиновна, учитель русского языка и литературы
2021 г.
Тема : Прекрасное в жизни человека по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок» (Урок изучения нового материала)
Цели:
-образовательные:
Чтение и идейно-художественный анализ произведения.
Формирование представлений об особенностях жанра сказки-были; совершенствование навыка различать жанровое своеобразие сказки и повести.
Отработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения.
- развивающие:
Способствовать развитию читательского вкуса, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.
- воспитывающие:
5. Способствовать формированию ценностных ориентаций.
Оборудование урока:
1.Мультимедийная презентация.
2. Учебник-хрестоматия по литературе
Домашнее задание к уроку: прочитать сказку А.Платонова «Неизвестный цветок» и статью в учебнике, рассказывающую о писателе.
Ход урока:
Организационный момент
У: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Какое сегодня прекрасное утро! Какая чудесная погода! А что еще можно назвать в жизни человека прекрасным?! (Ответы детей, которые фиксируются на доске)
Хорошо, молодцы. Сегодня мы будем говорить о прекрасном в жизни человека по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок». Совпадут ли наши
представления с авторскими, посмотрим. (Большой ? на доску)
А сейчас запишем дату и тему урока.
Изучение нового материала
У: Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца (слайд 1,2,3-фотография автора, его дочери, основные даты жизни).
- Сообщение ученика об основных фактах биографии писателя (3 минуты)
-Посмотрите внимательно в учебник и попробуйте определить вид этой сказки: литературная, авторская? Объясните, почему вы так решили?
-Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).
-Давайте вспомним:
Что мы называем сказкой? Какими чертами обладает любая сказка? (вымысел, занимательность, поучительность) (слайд 4)
Что такое быль?
Попробуйте тогда самостоятельно сформулировать определение авторского жанра: сказка-быль.
(Ответы учащихся и запись самого удачного определения) (слайд 5)
У: Наша задача, как внимательных читателей, разобраться, как особенности жанра воплотились в тексе. А начнем мы вот с какого задания. Ребята, сейчас я попрошу вас в парах взять друг у друга небольшое интервью. Задайте друг другу вопросы, которые начинаются со слов: где? когда? кто? зачем? почему? (слайд 6)
Работа в парах
У:
Кто хочет поделиться своими вопросами и ответами? (Ответы учеников)
А какое впечатление в целом произвела на вас сказка-быль?
Все ли понятно по содержанию текста?
Обратите внимание еще раз на название произведения Платонова. Как вы думаете, почему автор так назвал его? Неизвестный – это какой?
Кто был самым внимательным читателем и нашел, где признаки сказки, а где были и как они сочетаются в одном произведении?
Какой эпизод вам понравился больше всего и почему?
Были ли эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
На какие части вы бы разделили текст? (История цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря год спустя - запись в тетрадь плана)
У: Хорошо, молодцы. А теперь, еще раз внимательно вчитываясь в текст, продолжим нашу работу.
- Как выглядел цветок? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы ( слайд 7-текст).
- Автор пишет о цветке: «Венчик у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды» Можно ли согласиться с Платоновым? (Цветок на пустыре, словно звезда в безбрежном пространстве неба)
- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы ( слайд 8-текст ).
- У любого цветка есть стебель, венчик, листья. Любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и борется за свое существование. Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные? (Он живой, наделен чувствами, волей, умел говорить, у него рос сын)
- Как называется такой литературный прием? (олицетворение)
- Зачем автор оживляет цветок?
- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
(Стебелечек, венчик, жилки - уменьш.-ласкат.суффиксы)
- Были ли в жизни цветка радости? Какие? Подтвердите цитатами из текста ( слайд 9-текст).
-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (слайд 10)
- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре?
- В чем убеждает Платонов читателя сказки-были? Какова идея сказки?
( Ответы учеников)
Итоги урока
У: -Так что же по Платонову является прекрасным в жизни человека? Сравним с нашими представлениями в начале урока? Сделаем вывод.
-Чему научились, над чем задумались, что вынесли лично для себя после нашего разговора?
Ребята, спасибо вам всем за урок. Молодцы! Вы прекрасно думаете и высказываете свои мысли. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
Домашнее задание:
Еще раз выразительно прочитать сказку-быль А.Платонова «Неизвестный цветок».
Нарисовать рисунок в тетради неизвестного цветка. Каким вы его представляете.
Ответить письменно на вопрос: «Как вы понимаете особенности жанра сказка-быль на примере произведения Платонова?» (слайд 11)