СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приемы ТРКМ. Шесть шляп. Фишбоун".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления. Схема "Фишбоун" в переводе означает "рыбья кость".

Просмотр содержимого документа
«"Приемы ТРКМ. Шесть шляп. Фишбоун".»



Выступление на семинаре по теме: "Приёмы ТРКМ. Шесть шляп. Фишбоун"

Просмотр содержимого документа
«Приёмы ТРКМ. Шесть шляп. Фишбоун.»

Добрый день! Сегодняшний семинар хотелось бы начать со слов Уолтера Липпмана:

«Там, где все думают одинаково,

Никто не думает слишком много…»

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование, должен научиться ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Как Вы уже знаете, Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают, учатся мыслить нестандартно.



Приёмы ТРКМ: Шесть шляп, Фишбоун.

Сегодня мы продолжим разговор о приёмах ТРКМ. Поподробнее познакомимся с такими приёмами, как Шесть шляп. Он как раз направлен на развитие умения мыслить нестандартно, в соответствии с заданным типом мышления. Второй приём - Фишбоун. Он позволит описать достаточно широкий круг проблем в рамках одного урока.

Для Вашего удобства у каждого на столе есть таблица «Приёмы ТРКМ», каждый столбик которой является пунктом плана, в соответствии с которым мы будем знакомиться с материалом по данной теме.



ШЕСТЬ ШЛЯП.

Итак, «Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. 

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

История возникновения метода.

Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Суть приёма.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

  • Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

  • Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

  • Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

  • Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

  • Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

  • Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?



Правила надевания шляп (есть у каждого на столе).

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?



Применение в школе.

  • Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

  • Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.



Этапы применения приёма «Шесть шляп»



  1. Подготовка к выполнению группового задания

(класс разбит на группы, группа включает детей разной степени обученности)

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).





  1. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.



  1. Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.



Практическая часть.



  • Наверное, не всем понятно, как этот приём можно применить. Предлагаю Вам на время забыть о том, что вы – учителя и перевоплотиться в учеников – второклассников. Давайте начнём урок. Найдите на своих столах листок с текстом Толстого.

  • Прочитайте, пожалуйста, с каким литературным произведение мы сегодня будем работать. Л.Толстой. Котёнок.

  • Что можете предположить о его содержании? (о котёнке) Каким вы его можете представить? (маленький, беззащитный)

  • Прочитайте это произведение, проверьте наши предположения. Постарайтесь определить его жанр.



Чтение про себя.



  • Оправдались ли наши предположения? Кто может определить жанр? (рассказ). Почему? (короткий, одна сюжетная линия, мало героев)

  • Кто заметил, сколько частей в рассказе? (договоримся, что 4, все разделим одинаково)

  • Прочитайте, пожалуйста, слова на доске. Соберите из них пословицу.

  • Как вы её понимаете? Подходит ли она к нашему рассказу? Наша задача – аргументировать наше мнение.



  • Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание на шляпе определённого цвета. Вы должны мыслить в соответствии с цветом шляпы (минуты 3- 5). Задание можно выполнять в группе совместно. Либо разделить задания между собой и выполнять индивидуально, потом будет время, что соединить все ответы в группе воедино.



Групповая работа. Время на совместное обсуждение.

  • Итак, давайте работать вместе. Посмотрим, что получилось. Начнём с анализа 1 части рассказа.



Задания.



Белая шляпа. Информация.

  • Перечислите последовательно все события 1 части рассказа.

(Кошка пропала. Кошка и котята на крыше амбара. Дети ухаживают за котятами. Мама раздаёт всех котят, кроме одного. Прогулка. Охотник с собаками. Катя убегает. Вася спасает котёнка от собак. Котёнок теперь всегда около дома).



Красная шляпа. Чувства и интуиция.



  • Расскажите, какие чувства у вас возникли по мере чтения 1 части рассказа. Почему? (беспокойство от пропажи, радость, когда нашли не только кошку, но и котят)



Желтая шляпа. Логический позыв.



  • Какие доказательства положительного отношения детей к кошке вы нашли в 1 части? (долгие поиски, Вася сразу бросился на мяуканье, маму и малышей сразу отнесли в дом, чтобы накормить)



Чёрная шляпа. Критика.



  • Нашли ли вы какие-то не очень хорошие качества у детей, читая 1 часть? (Вася один, без взрослых полез на крышу. Это могло бы плохо кончиться. Катя нетерпеливо – постоянно торопила Васю, когда он был на крыше)



Зелёная шляпа. Креативность.



  • Как бы стали развиваться события в рассказе, если бы дети в тот день не играли бы у амбара? Нашлась бы тогда кошка или нет? (да, захотела бы есть, вылезла.)

Синяя шляпа. Управление процессом.

  • Подведём итог. Обратимся к языку рассказа. Какие эпитеты вы нашли в этой части? Для чего они нужны? ( что-то мяучит тонкими голосами, чудесные котята).



Таким образом, можно продолжить работу над остальными частями рассказа. Это позволит с разных сторон оценить произведение, а затем в итоге урока, всё свести воедино. Вернуться к пословице, аргументировать мнения детей.





Четыре типа использования шляп:

  1. Надеть шляпу.

  2. Снять шляпу.

Человек уходит от этого типа мышления.

3.Сменить шляпу.

«Переключаем» мышление.

4.Обозначить свое мышление.

Назвать цвет шляпы, чтобы

показать, какой тип мышления собираетесь использовать.



Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

  • цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;



  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;

  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;

  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.



Отрицательные моменты

  • Для достижения цели необходимо иметь богатую фантазию.

  • Требует большой психологической отдачи.

  • Предвидишь заранее результат.

Итог.

Таким образом, Метод шести шляп — это простой и практичный способ научиться делить процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

Прием «Фишбоун».

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость».

История возникновения метода.

Данные схемы (диаграммы) были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в 1960 - доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Автор книг "Руководство по управлению качеством" , "Что такое всеобщее управление качеством? Японский путь" .

Суть приёма.

Суть метода - через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

Применение в школе.

Технология работы может варьироваться.

  1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

  2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.



Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, я суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть. Есть вариант заполнения этой схемы аргументами «за» и «против».



Практическая часть.

  • Посмотрим, как применить такой приём. В курсе «Окружающий мир» по программе А.Плешакова есть тема «Жизнь пресного водоёма» ( 4 класс). Дети на уроке знакомятся с животным и растительным миром. Постепенно подходят к разговору о том, надо ли охранять болота.

  • Итак, вы ученики 4 класса. Перед вами текст из энциклопедии «Почему необходимо сохранять болота?

  • Почитайте, пожалуйста, текст про себя. Затем в парах попробуйте составить схему «Фишбоун». Помня о том, что записи должны быть краткими.

Работа в парах.



  • Какую проблему вы выделили? (какова роль болот). Какой факт относительно роли можно выделить из 2-го абзаца? (часть экосистемы). По какой причине это так? (они среда обитания раст. и жив.).

Аналогично работаем с 3 и 4 абзацами, заполняем схему.

Вывод формулируем, перечитав оставшуюся часть статьи.



Таким образом, этот приём позволяет достаточно быстро и эффективно на уроках работать с дополнительной литературой. В зависимости от возраста детей мы лишь упрощаем или усложняем задания.



Плюсы и минусы приёма.

Положительное:

  • Позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем.

  • Способствует развитию умения постановки проблемы

  • Учит обосновывать свои предположения

  • Создаётся яркий образ, показывающий взаимосвязь причин и фактов.

  • Универсальность - широкий круг применения (различные уроки и внеурочная деятельность)



Отрицательное:

  • Необходим предварительный поиск возможных причин исследуемого следствия,

  • сложность (не точность) при определении степени влияния выявленных причин на вероятность возникновения следствия.

В заключение, хотелось бы отметить, что, наверное, для многих из вас эти приёмы явились не совсем новыми. Возможно, некоторые из вас уже применяют на своих уроках их элементы, а, может и приёмы целиком. Закончить бы хотелось словами Конфуция: Тот, кто, обращаясь к старому,
способен открыть новое, достоин
быть учителем. Успехов вам в освоении приёмов ТРКМ. Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!