СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление оптической дисграфии (часть 2)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптическая  дисграфия

         Это  дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

        Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.

        Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается  нарушение  узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях  мозга.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление оптической дисграфии (часть 2)»

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лицей № 9» АГО

















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



«ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ»

(часть 2)









Автор: Новикова Л.В.

учитель-логопед

1 квалификационная категория
















Асбестовский городской округ,

2016 г.



ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ (часть 2)



Оптическая дисграфия

Это дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.

Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.











Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии

(развитие зрительно-пространственных представлений при смешивании букв)

 складывание букв из составляющих их элементов;

 «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.);

 вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

 письмо смешиваемых букв в воздухе;

 вырезание букв из картона или бумаги;

 обводка контуров букв;

 узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевёрнутых», «положенных на бок» и пр.);

 узнавание букв, наложенных друг на друга;

 узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

 узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»);

 письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

 

Группы замены букв

Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

1. Буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м, и-ц, п-т, х-ж.

2. Буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О.

3. Буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.

Направления работы



При оптической дисграфии работа ведётся в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия и представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

 



Пространственные представления у школьников с нарушениями письменной речи

Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них возникают следующие проблемы:

 сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

 трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;

 неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов;

 затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;

 трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.)







 В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений занимает очень важное место:

 графически-пространственный образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв «Б» и «Д», которые отличаются только положением крючочка, - вверх или вниз; «Ш и «И» (сколько крючочков - два или три); правильное, незеркальное написание (буквы Э, З, С);

 для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);

 пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я сделал раньше?»

Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «разрезные картинки», «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», нейропсихологические пробы и тесты. Практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений.