Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 9» АГО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ»
(часть 2)
Автор: Новикова Л.В.
учитель-логопед
1 квалификационная категория
Асбестовский городской округ,
2016 г.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ (часть 2)
Оптическая дисграфия
Это дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии
(развитие зрительно-пространственных представлений при смешивании букв)
складывание букв из составляющих их элементов;
«переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.);
вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
письмо смешиваемых букв в воздухе;
вырезание букв из картона или бумаги;
обводка контуров букв;
узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевёрнутых», «положенных на бок» и пр.);
узнавание букв, наложенных друг на друга;
узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»);
письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
Группы замены букв
Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:
1. Буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м, и-ц, п-т, х-ж.
2. Буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О.
3. Буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.
Направления работы
При оптической дисграфии работа ведётся в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Пространственные представления у школьников с нарушениями письменной речи
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них возникают следующие проблемы:
сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов;
затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.)

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений занимает очень важное место:
графически-пространственный образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв «Б» и «Д», которые отличаются только положением крючочка, - вверх или вниз; «Ш и «И» (сколько крючочков - два или три); правильное, незеркальное написание (буквы Э, З, С);
для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);
пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я сделал раньше?»
Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «разрезные картинки», «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», нейропсихологические пробы и тесты. Практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений.