СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентации к урокам истории Древнего мира 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана к уроку истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме". Позволяет учащимся выяснить источники рабства и пололжение рабов в древности.

Просмотр содержимого документа
«Презентации к урокам истории Древнего мира 5 класс»

Рабство в Древнем Риме Знаем Узнаем Узнали В каждом полисе Древней Греции были рабы Рабов захватывали в плен или покупали на невольничьем рынке Раб не человек, а «говорящее орудие» Рабы в Древней Греции делились на частных и государственных Труд рабов: обрабатывали землю, занимались ремеслом, использовались в качестве слуг, в качестве глашатаев, факельщиков, писцов; работали в рудниках, каменоломнях Источники рабства Труд рабов Условия жизни и быта рабов Отношение к рабам в обществе Путь к свободе

Рабство в Древнем Риме

Знаем

Узнаем

Узнали

  • В каждом полисе Древней Греции были рабы
  • Рабов захватывали в плен или покупали на невольничьем рынке
  • Раб не человек, а «говорящее орудие»
  • Рабы в Древней Греции делились на частных и государственных
  • Труд рабов: обрабатывали землю, занимались ремеслом, использовались в качестве слуг, в качестве глашатаев, факельщиков, писцов; работали в рудниках, каменоломнях
  • Источники рабства
  • Труд рабов
  • Условия жизни и быта рабов
  • Отношение к рабам в обществе
  • Путь к свободе
Источники рабства ПРИГОВОР СУДА

Источники рабства

ПРИГОВОР СУДА

В поместье Поместье – земельное владение состоятельного римлянина

В поместье

Поместье – земельное владение состоятельного римлянина

Труд рабов Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии.  Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту… Где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни?

Труд рабов

Марк Порций Катон. Земледелие.

Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…

Где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни?

Труд рабов Рабы в рудниках При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах. Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки.  - И это живые люди! Остроменская Н. Ф. Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80 Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым. С кем и с чем автор сравнивает рабов?

Труд рабов

Рабы в рудниках

При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.

Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки.

- И это живые люди!

Остроменская Н. Ф.

Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80

Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым.

С кем и с чем автор сравнивает рабов?

Гладиатор - сильный раб, владеющий оружием, сражавшийся на потеху публики.

Гладиатор - сильный раб, владеющий оружием, сражавшийся на потеху публики.

Колизей. Фасад Внутри Колизея, место арены Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.

Колизей. Фасад

Внутри Колизея, место арены

Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.

Условия жизни и быта рабов Положение рабов Из двухэтажного дома на перекрёстке доносился запах свежевыпеченного хлеба. Повеяло чем – то родным. Но в подвалах таких милых, уютных, вкусно пахнущих домов рабы крутят день и ночь тяжелые жернова. Булочники в праздники увешивают шеи ослов и мулов связками румяных хлебов. А рабам у мельницы они жалеют горстки муки. Чтобы невольники не могли поднести рук ко рту, им одевают на шеи деревянные рогатки, как хомуты. Вот и дом Сильвия Феликса. Над входом надпись: «Гай Сильвий Феликс приветствует дорогих гостей и желает им счастья и долголетия» . А у порога, на вероятно, изъеденной временем каменной плите, сидит человек с взлохмаченной головой. Цепь от его ноги тянется к медному кольцу, прикрепленному к стене. Это раб – привратник. Сколько ему лет? Тринадцать или пятьдесят? Да знает ли он сам об этом? Запомнил ли он свое настоящее имя? Откликается ли он на кличку Рекс или Карнэ, как сторожевой пес? Немировский А.И. Белые, голубые и собака Никс, с. 126

Условия жизни и быта рабов

Положение рабов

Из двухэтажного дома на перекрёстке доносился запах свежевыпеченного хлеба. Повеяло чем – то родным. Но в подвалах таких милых, уютных, вкусно пахнущих домов рабы крутят день и ночь тяжелые жернова. Булочники в праздники увешивают шеи ослов и мулов связками румяных хлебов. А рабам у мельницы они жалеют горстки муки. Чтобы невольники не могли поднести рук ко рту, им одевают на шеи деревянные рогатки, как хомуты.

Вот и дом Сильвия Феликса. Над входом надпись: «Гай Сильвий Феликс приветствует дорогих гостей и желает им счастья и долголетия» . А у порога, на вероятно, изъеденной временем каменной плите, сидит человек с взлохмаченной головой. Цепь от его ноги тянется к медному кольцу, прикрепленному к стене. Это раб – привратник. Сколько ему лет? Тринадцать или пятьдесят? Да знает ли он сам об этом? Запомнил ли он свое настоящее имя? Откликается ли он на кличку Рекс или Карнэ, как сторожевой пес?

Немировский А.И. Белые, голубые

и собака Никс, с. 126

«Теперь я буду говорить, какими  орудиями труда обрабатываются  поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги» Римский ученый Варрон (116-27 до н. э.)

«Теперь я буду говорить, какими

орудиями труда обрабатываются

поля. Эти орудия бывают трех

видов:

говорящие – рабы,

мычащие – быки,

немые – повозки, лопаты, плуги»

Римский ученый Варрон

(116-27 до н. э.)

«Одни орудия являются  одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее  совершенное из всех орудий.  Одни люди созданы  природой быть свободными,  другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей  рабы, быть рабами справедливо.» Греческий ученый Аристотель (384— 322 до н. э.)

«Одни орудия являются

одушевленными,

другие – неодушевленными.

Раб есть одушевленная

собственность и наиболее

совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы

природой быть свободными,

другие – рабами. Тем людям,

которые по природе своей

рабы, быть рабами справедливо.»

Греческий ученый Аристотель

(384— 322 до н. э.)

Работаем с текстом учебника на стр. 192 -193

Работаем с текстом учебника на стр. 192 -193

Восстания рабов Свободу давали за послушание, покорность, хорошую работу Убийство хозяина За огромную сумму денег рабовладелец мог отпустить раба на волю Бегство от своего хозяина Докажите, что между римским гражданином и вольноотпущенником существовало различие.

Восстания рабов

Свободу давали за послушание, покорность, хорошую работу

Убийство хозяина

За огромную сумму денег рабовладелец мог отпустить раба на волю

Бегство от своего хозяина

Докажите, что между римским гражданином и вольноотпущенником существовало различие.

Рабство в Древнем Риме Знаем Узнаем В каждом полисе Древней Греции были рабы Рабов захватывали в плен или покупали на невольничьем рынке Раб не человек, а «говорящее орудие» Рабы в Древней Греции делились на частных и государственных Труд рабов: обрабатывали землю, занимались ремеслом, использовались в качестве слуг, в качестве глашатаев, факельщиков, писцов; работали в рудниках, каменоломнях Узнали Новые источники рабства: пиратство, по приговору суда  Труд рабов: гладиаторские бои  Раб – сама дешевая рабочая сила  Раб стремился к свободе: вольноотпущенник, бегство от хозяина, убийство хозяина, восстания  Источники рабства Труд рабов Условия жизни и быта рабов Отношение к рабам в обществе Путь к свободе

Рабство в Древнем Риме

Знаем

Узнаем

  • В каждом полисе Древней Греции были рабы
  • Рабов захватывали в плен или покупали на невольничьем рынке
  • Раб не человек, а «говорящее орудие»
  • Рабы в Древней Греции делились на частных и государственных
  • Труд рабов: обрабатывали землю, занимались ремеслом, использовались в качестве слуг, в качестве глашатаев, факельщиков, писцов; работали в рудниках, каменоломнях

Узнали

  • Новые источники рабства: пиратство, по приговору суда

  • Труд рабов: гладиаторские бои

  • Раб – сама дешевая рабочая сила

  • Раб стремился к свободе: вольноотпущенник, бегство от хозяина, убийство хозяина, восстания

  • Источники рабства
  • Труд рабов
  • Условия жизни и быта рабов
  • Отношение к рабам в обществе
  • Путь к свободе
Продолжи предложение Было интересно… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Продолжи предложение

  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
Домашнее задание: § 47;  стр.193 – 194  Творческое задание по выбору:  - напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»;  - составьте кроссворд по изученной теме.

Домашнее задание: § 47; стр.193 – 194 Творческое задание по выбору: - напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»; - составьте кроссворд по изученной теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!