Презентация на тему:
«Сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина»
Учащегося 11 класса МКОУ СОШ с.Усть-Соболевка
Санникова Артёма.
Руководитель: Санникова Галина Артёмовна
Январь 2016 года.
Детство
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и … обучен грамоте крепостным грамотеем.»
Из воспоминаний Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязимского уезда, Тверской губернии, в дворянской семье. в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком в семье. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной живописец Павел Соколов, что в будущем и помогло определить его направление в творчестве.
Первые сатирические произведения и ссылка в Вятку.
Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли.
М.Е.Салтыков-Щедрин
В ноябре 1847 г. в журнале “Отечественные записки” он впервые опубликовал повесть “Противоречия” Позднее появилась повесть “Запутанное дело” в “Отечественных записках”.
С известным революционным деятелем Буташевичем – Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы - оба они были выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова бывать на своих знаменитых "пятницах" – еженедельных собраниях, которые проходили в его доме. На этих "пятницах" Салтыков проникся либеральными идеями и под их влиянием создал повести «Запутанное дело» и «Противоречие», в которых назвал острые социальные проблемы в России того времени, и за эти произведения его на 8 лет направили на «службу» в г. Вятку, запретив выезжать, где он продолжал службу чиновником 3 ранга.
«Запутанное дело»
В данном произведении М.Е.Салтыков-Щедрин стремился показать внутренний мир бедняка с его робостью, либеральными идеями и представить совершенно конкретные колоритные фигуры. Владельцы «щегольских дрожек», раздражительный «нужный человек», грозный «набольший», сердитый Бородавкин, «угрюмый» приказчик и старый волокита из мичулинских снов — все они с разных сторон демонстрировали непримиримость социальных противоречий в формах жизни действительной.
Сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Не льстивый бард, не громкий лирик, не оды сладеньких певцов, а вдохновенный, злой сатирик, поток правдивых горьких слов.
1868 – 1881 – период расцвета творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:
Н.А. Добролюбов
- Цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши».
- Сатирические хроники – «Господа ташкентцы», «Культурные люди», «Благонамеренные речи», «Круглый год», «Убежище Монрепе», «За рубежом», «В среде умеренности и аккуратности».
- Сатирический роман «Господа Головлёвы».
«История одного города»
«Родина не там, где лучше, а там, где больнее»
Михаил Салтыков-Щедрин.
Сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.
Что собой представляют градоначальники города Глупова?
Спасает глуповцев только то, что до поры до времени градоначальники оказываются с пустыми головами. Органчик кричал, но собственных идей не имел…
«История одного города» — сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Их фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев - олицетворяют самодержавие и произвол.
Сатирическая история России .
В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии общества» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его внутренней болезни. И олицетворением болезни эксплуататорского строя является градоначальник Прыщ, основная черта которого — животность. Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дворянства. В итоге предводитель дворянства съедает голову градоначальника. И Прыщ окончательно лишается человеческого облика. Образ же Угрюм-Бурчеева символизирует угнетение и произвол. Все градоначальники лишены человеческих чувств. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а полная противоположность людям, страдающим и мыслящим. воплотившие в себя черты антинародных правителей России. Градоначальников Щедрин рисует в резко саркастической манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже юмором.
В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву. Картиной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику.
Сатира в последние годы.
В 80-е годы 19 века сатира Салтыкова достигает кульминации:
- «Современные идиллии»;
- «Господа Головлевы»;
- «Пошехонские рассказы».
В последние годы жизни писатель создал свои лучшие шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина»
28 апреля 1889 года Салтыкова-Щедрина не стало, но его сатира всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей.
Конец
Завершить