СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные презентации, выполненные учащимися для уроков литературы и на конкурс,  предназначены для использования на уроках литературы учителем иил учащимися для подготовки к урокам.

Просмотр содержимого документа
«Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Презентация на тему:   «Сатира  Михаила Евграфовича  Салтыкова-Щедрина»  Учащегося 11 класса МКОУ СОШ с.Усть-Соболевка Санникова Артёма.  Руководитель: Санникова Галина Артёмовна Январь 2016 года.

Презентация на тему:

«Сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина»

Учащегося 11 класса МКОУ СОШ с.Усть-Соболевка

Санникова Артёма.

Руководитель: Санникова Галина Артёмовна

Январь 2016 года.

Детство   «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и … обучен грамоте крепостным грамотеем.»   Из воспоминаний Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязимского уезда, Тверской губернии, в дворянской семье. в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком в семье. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной живописец Павел Соколов, что в будущем и помогло определить его направление в творчестве.

Детство

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и … обучен грамоте крепостным грамотеем.»

Из воспоминаний Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязимского уезда, Тверской губернии, в дворянской семье. в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком в семье. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной живописец Павел Соколов, что в будущем и помогло определить его направление в творчестве.

Первые сатирические произведения и ссылка в Вятку.  Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли.  М.Е.Салтыков-Щедрин В ноябре 1847 г. в журнале “Отечественные записки” он впервые опубликовал повесть “Противоречия” Позднее появилась повесть “Запутанное дело” в “Отечественных записках”.  С известным революционным деятелем Буташевичем – Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы - оба они были выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова бывать на своих знаменитых

Первые сатирические произведения и ссылка в Вятку.

Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли.

М.Е.Салтыков-Щедрин

В ноябре 1847 г. в журнале “Отечественные записки” он впервые опубликовал повесть “Противоречия” Позднее появилась повесть “Запутанное дело” в “Отечественных записках”.

С известным революционным деятелем Буташевичем – Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы - оба они были выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова бывать на своих знаменитых "пятницах" – еженедельных собраниях, которые проходили в его доме. На этих "пятницах" Салтыков проникся либеральными идеями и  под их влиянием создал повести «Запутанное дело» и «Противоречие», в которых назвал острые социальные проблемы в России того времени, и за эти произведения его на 8 лет направили на «службу» в г. Вятку, запретив выезжать, где он продолжал службу чиновником 3 ранга.

«Запутанное дело» В данном произведении М.Е.Салтыков-Щедрин стремился показать внутренний мир бедняка с его робостью, либеральными идеями и представить совершенно конкретные колоритные фигуры. Владельцы «щегольских дрожек», раздражительный «нужный человек», грозный «набольший», сердитый Бородавкин, «угрюмый» приказчик и старый волокита из мичулинских снов — все они с разных сторон демонстрировали непримиримость социальных противоречий в формах жизни действительной.

«Запутанное дело»

В данном произведении М.Е.Салтыков-Щедрин стремился показать внутренний мир бедняка с его робостью, либеральными идеями и представить совершенно конкретные колоритные фигуры. Владельцы «щегольских дрожек», раздражительный «нужный человек», грозный «набольший», сердитый Бородавкин, «угрюмый» приказчик и старый волокита из мичулинских снов — все они с разных сторон демонстрировали непримиримость социальных противоречий в формах жизни действительной.

Сатирические произведения  М.Е. Салтыкова-Щедрина. Не льстивый бард, не громкий лирик, не оды сладеньких певцов, а вдохновенный, злой сатирик, поток правдивых горьких слов. 1868 – 1881 – период расцвета творчества  Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:    Н.А. Добролюбов Цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши». Сатирические хроники – «Господа ташкентцы», «Культурные люди», «Благонамеренные речи», «Круглый год», «Убежище Монрепе», «За рубежом», «В среде умеренности и аккуратности». Сатирический роман «Господа Головлёвы».

Сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Не льстивый бард, не громкий лирик, не оды сладеньких певцов, а вдохновенный, злой сатирик, поток правдивых горьких слов.

1868 – 1881 – период расцвета творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:

Н.А. Добролюбов

  • Цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши».
  • Сатирические хроники – «Господа ташкентцы», «Культурные люди», «Благонамеренные речи», «Круглый год», «Убежище Монрепе», «За рубежом», «В среде умеренности и аккуратности».
  • Сатирический роман «Господа Головлёвы».
«История одного города» «Родина не там, где лучше, а там, где больнее» Михаил Салтыков-Щедрин. Сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.

«История одного города»

«Родина не там, где лучше, а там, где больнее»

Михаил Салтыков-Щедрин.

Сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.

Что собой  представляют градоначальники города Глупова? Спасает глуповцев только то, что до поры до времени градоначальники оказываются с пустыми головами. Органчик кричал, но собственных идей не имел… «История одного города» — сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Их фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев - олицетворяют самодержавие и произвол.

Что собой представляют градоначальники города Глупова?

Спасает глуповцев только то, что до поры до времени градоначальники оказываются с пустыми головами. Органчик кричал, но собственных идей не имел…

«История одного города» — сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Их фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев - олицетворяют самодержавие и произвол.

Сатирическая история России .

В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии общества» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его внутренней болезни. И олицетворением болезни эксплуататорского строя является градоначальник Прыщ, основная черта которого — животность. Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дворянства. В итоге предводитель дворянства съедает голову градоначальника. И Прыщ окончательно лишается человеческого облика. Образ же Угрюм-Бурчеева символизирует угнетение и произвол. Все градоначальники лишены человеческих чувств. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а полная противоположность людям, страдающим и мыслящим. воплотившие в себя черты антинародных правителей России. Градоначальников Щедрин рисует в резко саркастической манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже юмором.

В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву. Картиной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику.

Сатира в последние годы. В 80-е годы 19 века сатира Салтыкова достигает кульминации: «Современные идиллии»; «Господа Головлевы»; «Пошехонские рассказы». В последние годы жизни писатель создал свои лучшие шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина»

Сатира в последние годы.

В 80-е годы 19 века сатира Салтыкова достигает кульминации:

  • «Современные идиллии»;
  • «Господа Головлевы»;
  • «Пошехонские рассказы».

В последние годы жизни писатель создал свои лучшие шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина»

28 апреля 1889 года Салтыкова-Щедрина не стало, но его сатира всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей.  Конец Завершить

28 апреля 1889 года Салтыкова-Щедрина не стало, но его сатира всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей.

Конец

Завершить