Апробация учебника истории России с древнейших времен до начала XVI века 6 класс
Авторы - Е.В.Пчелов, П.В.Лукин
Издательство «Русское слово»
Учитель истории и обществознания - Подвигина Т.Д.
МБОУ СОШ №5 им.Героя Советского Союза Г.Е.Попова
I.Оценка содержания учебника.
- Целью курса «История России» в 6 классе является формирование у обучающихся представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века
Это вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования —
«формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Учебник знакомит учащихся с историей России на ранних этапах становления и развития российской государственности, многоэтничного российского общества и его самобытной культуры.
Содержание и методический аппарат учебника:
способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, важнейших ценностных ориентиров.
помогают школьникам активно и творчески изучать историю своей Родины
- В учебнике содержатся разноуровневые задания, которые будут доступны всем учащимся.
Преимущества учебника:
красочность иллюстративного материала,
доступность языка изложения,
история государства и населяющих его народов рассматривается в многоуровневом аспекте,
используется многофакторный характер истории.
Большая роль отводится историко-антропологического подходу, таким образом, линия «человек в истории» в курсе отечественной истории раскрывает условия жизни и быта, традиции и ценности российского общества.
оптимальность соотношения обязательного и дополнительного компонентов содержания,
II.Оценка текста учебника.
- Текст учебника соответствует учебным целям и задачам, определяемым стандартом предмета.
- Материал представлен доступно, логично раскрыты ключевые темы. Объём текстов соответствует возрасту, доступен для понимания.
- Развивает познавательный интерес, универсальные учебные действия учащихся.
- Иллюстраций достаточно, они красочны, понятны. Их объём, содержательная и психологическая значимость соответствуют тексту и смыслу текстов.
- В текстах присутствует ценный справочный материал. Язык изложения: ясный, точный, и лаконичный.
III.Оценка методического аппарата учебника.
- Учебник дает возможность:
- эффективно освоить учащимися учебный материал,
- развивает у них универсальные учебные действия,
- дает возможность реализовать качественно новые результаты обучения.
- Систематизация и обобщение знаний.
- По завершению каждого раздела предусматривается систематизация и обобщение знаний.
- Учебник соответствует уровню подготовки учащихся.
- Дает возможность организации продуктивной деятельности учащихся.
IV.Оценка дидактического аппарата учебника:
- В целом учебный комплект соответствует предложенной системе заданий, требований к уровню подготовки учащихся.
- Учебный материал направлен на развитие творческих способностей учащихся, развивает навыки самообразования, интерес учащихся к предмету и практическому применению знаний и навыков в новой ситуации.
- Вопросы и задания проблемно-творческого уровня.
- Дидактический материал, система заданий соответствует требованиям к планируемым результатам обучения.
V. Отличается ли учебник новизной: по структуре, по содержанию, по методическому аппарату.
- деление текста учебника на разделы и параграфы практически не отличается от старой формы учебника.
(Изменились только некоторые названия параграфов и разделов).
2. в новом учебнике изменился изучаемый период
- в старой версии учебника – изучение истории Отечества заканчивалось главой «Создание Московского царства» (то есть периодом правления Ивана Грозного),
- в новую версию учебника данный период не был включен.
3. в новом учебнике Пчелова Е.В., Лукина П.В. параграфы, содержащие информацию о культуре были разделены на части
- Это увеличивает количество уроков на изучение культуры.
4. Учебник снабжен пиктограммами - условными обозначениями
ключевые вопросы
вопросы и задания после параграфа
вопросы и задания внутри параграфа
дополнительный текст
рубрика «Изучаем источник» и вопросы к данной рубрике
проектное задание
задания для работы в группе
5. А также …
Было
Стало
Заключение
Основные даты
Заключение
Основные имена
Вопросы для обобщения по курсу
Основные понятия
Основные даты
Основные понятия
Словарь персоналий
можно использовать для повторения и подготовки к итоговому тесту по истории.
- 6. В учебнике содержатся список ссылок на сайты, которые дополняют текст учебника.
- (Сайт государственного исторического музея, сайт музеев Московского Кремля, сайты археологических музеев и т.д.)
7. Появились новые задания творческого характера:
- задания для работы в группе
«подготовьте коллективное сообщение на тему «Как земля и труд людей кормили». Распределите роли и подготовьте высказывания от имени тех, кто возделывал землю, растил и кормил скот и птицу, занимался рыболовством и охотой. Нарисуйте их орудия труда».
проектные задания
составьте исторический портрет княгини Ольги или князя Святослава (по выбору) по плану.
способствовавшие развитию
творческого потенциала учащихся
- 8. В новая версия учебника имеет касочнооформленные форзацы, которые содержат:
- карты Руси,
- ленты времени с указанием основных дат,
- а также предметы характеризующие данную эпоху.
VI.Оценка методического сопровождения учебника:
- Линия учебников по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово» включает в себя:
- 1. учебники «История России» 6 – 9 классы
- 2. Рабочие программы по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».
- 3. Рабочие тетради по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».
- Хрестоматии по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».
- 4. Дидактические и раздаточные материалы по истории.
- 5. Аудио- и видеозаписи.
- 6. Компьютерные, информационно-коммуникативные средства.
Общий вывод:
- Содержание учебника практически ничем не изменилось, не изменилась и структура учебника.
- Изменился изучаемый период.
- Был обновлен методический аппарат учебника.
- Учебник стал более ярким и красочным,
- также появились новые задания, которые направлены на развитие творческого потенциала учащихся.