СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме в задании С1 ЕГЭ Элективный курс по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является сопровождением занятия по элективному курсу по русскому языку "Аргументация собственного мнения по проблеме в задании С 1 ЕГЭ"  11 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме в задании С1 ЕГЭ Элективный курс по русскому языку 11 класс»

Занятие элективного курса по русскому языку Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме в задании С1 ЕГЭ (11 класс) Автор работы: Воловенко Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы

Занятие элективного курса по русскому языку

Аргументация экзаменуемым

собственного мнения по проблеме

в задании С1 ЕГЭ

(11 класс)

Автор работы: Воловенко Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель:   вырабатывать умение аргументировать собственное мнение по проблеме при выполнении задания С1 ЕГЭ.  Задачи:   обратиться к понятийному аппарату; выполнить творческие задания, направленные на формирование умения аргументированно формулировать собственную позицию; создать собственную аргументацию к предложенному тексту.  

Цель: вырабатывать умение аргументировать собственное мнение по проблеме при выполнении задания С1 ЕГЭ.

Задачи:

  • обратиться к понятийному аппарату;
  • выполнить творческие задания, направленные на формирование умения аргументированно формулировать собственную позицию;
  • создать собственную аргументацию к предложенному тексту.

 

Тезис Аргументы Вывод Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Вывод – общий итог.

Тезис

Аргументы

Вывод

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

Вывод – общий итог.

Аргументы «Аргумент», «аргументация»? Какой вопрос можно поставить от тезиса к аргументу? Почему? Аргументы отвечают: « Потому, что ».

Аргументы

«Аргумент», «аргументация»?

Какой вопрос можно поставить от тезиса к аргументу?

Почему?

Аргументы отвечают: « Потому, что ».

Аргументы Виды Аргументы «за» должны быть: Аргументы «против» правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Требуется такт и корректность.

Аргументы

Виды

Аргументы «за» должны быть:

Аргументы «против»

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Требуется такт и корректность.

Аргументы Типы  Чувственные аргументы  Естественное доказательство   Логические  доказательства   Довод «к очевидному», свидетельство самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы и поговорки. аргументы к обещанию, аргументы к угрозе. рассуждения с дефиницией, аналогия.

Аргументы

Типы

Чувственные

аргументы

Естественное

доказательство

Логические

доказательства

Довод «к очевидному», свидетельство самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы и поговорки.

аргументы к обещанию, аргументы к угрозе.

рассуждения с дефиницией, аналогия.

Аргументы Способы Нисходящая и восходящая Односторонняя и двусторонняя Опровергающая и поддерживающая Дедуктивная и индуктивная

Аргументы

Способы

Нисходящая и восходящая

Односторонняя и двусторонняя

Опровергающая и поддерживающая

Дедуктивная и индуктивная

Структура сочинения Вступление + проблема Комментарий Позиция автора Своя позиция + первый аргумент Второй аргумент Вывод  Связи между абзацами обязательны!

Структура сочинения

  • Вступление + проблема
  • Комментарий
  • Позиция автора
  • Своя позиция + первый аргумент
  • Второй аргумент
  • Вывод

Связи между абзацами обязательны!

Работа в парах  Задание 1: Подобрать к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместно опровергающая аргументация. Преподавание литературы в школе необходимо Самая большая ценность народа – его язык. Милосердие в наше время умирает. Человек не должен отказываться от своего прошлого. Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Деление людей на богатых и бедных противоестественно. Человек должен осознавать свою ответственность за всё живое на земле. Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.

Работа в парах

Задание 1:

Подобрать к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместно опровергающая аргументация.

  • Преподавание литературы в школе необходимо
  • Самая большая ценность народа – его язык.
  • Милосердие в наше время умирает.
  • Человек не должен отказываться от своего прошлого.
  • Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
  • Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
  • Человек должен осознавать свою ответственность за всё живое на земле.
  • Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
Работа в парах Задание 2:  Какие из приведённых понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ.  Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведённых слов: дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар .

Работа в парах

Задание 2:

Какие из приведённых понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ.

Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведённых слов: дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар .

Самостоятельная работа Задание:  В приведённом примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), напишите свои аргументы. Сегодня родников становится всё меньше. Они уходят. У Кургана Хорошего нынче ключ заглох. И сразу засохла верба над ним. Родники уходят, может быть, потому, что раньше были нужны пахарям, пастухам, косарям и просто путникам, чей род редеет. Вот уходит за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышимо щёлкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережёт земля родниковую воду.  (Б.Екимов)

Самостоятельная работа

Задание:

В приведённом примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), напишите свои аргументы.

Сегодня родников становится всё меньше. Они уходят. У Кургана Хорошего нынче ключ заглох. И сразу засохла верба над ним. Родники уходят, может быть, потому, что раньше были нужны пахарям, пастухам, косарям и просто путникам, чей род редеет. Вот уходит за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышимо щёлкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережёт земля родниковую воду.

(Б.Екимов)

Аргументы Задание:   верно ли приведены аргументы в следующих работах? « Литературный пример – произведение Михаила Шолохова, в котором русские солдаты спасли лошадь, находившуюся на линии огня.   У нашей бабушки в деревне тоже есть родник. В нём чистая и прозрачная вода. Когда днём жарко, мы ходим пить из него воду».

Аргументы

Задание:

верно ли приведены аргументы в следующих работах?

« Литературный пример – произведение Михаила Шолохова, в котором русские солдаты спасли лошадь, находившуюся на линии огня.

У нашей бабушки в деревне тоже есть родник. В нём чистая и прозрачная вода. Когда днём жарко, мы ходим пить из него воду».

Аргумент Задание:   верно ли приведены аргументы в следующих работах? « К проблеме экологии обращается в своём рассказе «Царь-рыба» В.П.Астафьев. В центре внимания писателя – судьба рыбака Игнатьича, который хищнически относился к природе. Жизнь жестоко наказала его за это: Игнатьич попался на собственные самоловы. Надежду на спасение даёт только переосмысление собственной жизни и искреннее раскаяние героя. К сожалению, в повседневной жизни нам чаще приходится сталкиваться с бессердечным, потребительским отношением человека к природе. Всем хорошо известна трагедия Аральского моря. Когда-то это было четвёртое по величине озеро в мире. Но неразумная деятельность человека превратила прежде богатое жизнью озеро в бесплодную пустыню. Высохшее море ушло от прежней своей береговой линии на сто километров».

Аргумент

Задание:

верно ли приведены аргументы в следующих работах?

« К проблеме экологии обращается в своём рассказе «Царь-рыба» В.П.Астафьев. В центре внимания писателя – судьба рыбака Игнатьича, который хищнически относился к природе. Жизнь жестоко наказала его за это: Игнатьич попался на собственные самоловы. Надежду на спасение даёт только переосмысление собственной жизни и искреннее раскаяние героя.

К сожалению, в повседневной жизни нам чаще приходится сталкиваться с бессердечным, потребительским отношением человека к природе. Всем хорошо известна трагедия Аральского моря. Когда-то это было четвёртое по величине озеро в мире. Но неразумная деятельность человека превратила прежде богатое жизнью озеро в бесплодную пустыню. Высохшее море ушло от прежней своей береговой линии на сто километров».

Рефлексия Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения. Каковые основные типы комментирования проблемы? Каковы основные виды аргументов? Что такое аргументы из художественной литературы?

Рефлексия

Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.

Каковые основные типы комментирования проблемы?

Каковы основные виды аргументов?

Что такое аргументы из художественной литературы?

Домашняя работа Выучить теорию. Написать аргументацию к тексту упр.468 (учебник-практикум под редакцией А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова).

Домашняя работа

  • Выучить теорию.
  • Написать аргументацию к тексту упр.468 (учебник-практикум под редакцией А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова).