Занятие элективного курса по русскому языку
Аргументация экзаменуемым
собственного мнения по проблеме
в задании С1 ЕГЭ
(11 класс)
Автор работы: Воловенко Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы
Цель: вырабатывать умение аргументировать собственное мнение по проблеме при выполнении задания С1 ЕГЭ.
Задачи:
- обратиться к понятийному аппарату;
- выполнить творческие задания, направленные на формирование умения аргументированно формулировать собственную позицию;
- создать собственную аргументацию к предложенному тексту.
Тезис
Аргументы
Вывод
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
Вывод – общий итог.
Аргументы
«Аргумент», «аргументация»?
Какой вопрос можно поставить от тезиса к аргументу?
Почему?
Аргументы отвечают: « Потому, что ».
Аргументы
Виды
Аргументы «за» должны быть:
Аргументы «против»
- правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Требуется такт и корректность.
Аргументы
Типы
Чувственные
аргументы
Естественное
доказательство
Логические
доказательства
Довод «к очевидному», свидетельство самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы и поговорки.
аргументы к обещанию, аргументы к угрозе.
рассуждения с дефиницией, аналогия.
Аргументы
Способы
Нисходящая и восходящая
Односторонняя и двусторонняя
Опровергающая и поддерживающая
Дедуктивная и индуктивная
Структура сочинения
- Вступление + проблема
- Комментарий
- Позиция автора
- Своя позиция + первый аргумент
- Второй аргумент
- Вывод
Связи между абзацами обязательны!
Работа в парах
Задание 1:
Подобрать к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместно опровергающая аргументация.
- Преподавание литературы в школе необходимо
- Самая большая ценность народа – его язык.
- Милосердие в наше время умирает.
- Человек не должен отказываться от своего прошлого.
- Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
- Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
- Человек должен осознавать свою ответственность за всё живое на земле.
- Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
Работа в парах
Задание 2:
Какие из приведённых понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ.
Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведённых слов: дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар .
Самостоятельная работа
Задание:
В приведённом примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), напишите свои аргументы.
Сегодня родников становится всё меньше. Они уходят. У Кургана Хорошего нынче ключ заглох. И сразу засохла верба над ним. Родники уходят, может быть, потому, что раньше были нужны пахарям, пастухам, косарям и просто путникам, чей род редеет. Вот уходит за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышимо щёлкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережёт земля родниковую воду.
(Б.Екимов)
Аргументы
Задание:
верно ли приведены аргументы в следующих работах?
« Литературный пример – произведение Михаила Шолохова, в котором русские солдаты спасли лошадь, находившуюся на линии огня.
У нашей бабушки в деревне тоже есть родник. В нём чистая и прозрачная вода. Когда днём жарко, мы ходим пить из него воду».
Аргумент
Задание:
верно ли приведены аргументы в следующих работах?
« К проблеме экологии обращается в своём рассказе «Царь-рыба» В.П.Астафьев. В центре внимания писателя – судьба рыбака Игнатьича, который хищнически относился к природе. Жизнь жестоко наказала его за это: Игнатьич попался на собственные самоловы. Надежду на спасение даёт только переосмысление собственной жизни и искреннее раскаяние героя.
К сожалению, в повседневной жизни нам чаще приходится сталкиваться с бессердечным, потребительским отношением человека к природе. Всем хорошо известна трагедия Аральского моря. Когда-то это было четвёртое по величине озеро в мире. Но неразумная деятельность человека превратила прежде богатое жизнью озеро в бесплодную пустыню. Высохшее море ушло от прежней своей береговой линии на сто километров».
Рефлексия
Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.
Каковые основные типы комментирования проблемы?
Каковы основные виды аргументов?
Что такое аргументы из художественной литературы?
Домашняя работа
- Выучить теорию.
- Написать аргументацию к тексту упр.468 (учебник-практикум под редакцией А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова).