СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Арктика-притягательная загадка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Арктика-притягательная загадка" доходчиво освещено исследование Арктики на дрейфующей станции СП-1 под руководством И.Д. Папанина. Показан маршрут исследования, рассказано об условиях жизни  первых полярников

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Арктика-притягательная загадка"»

.     «Арктика – притягательная загадка».    Первая дрейфующая станция   «Северный полюс

.

«Арктика – притягательная загадка». 

Первая дрейфующая станция

«Северный полюс".

Выполнила

ИВАНОВА СВЕТЛАНА

Учащаяся 9 класса

МКОУ Шипицинская СОШ

Венгеровского района

Новосибирской области

Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли. Издавна ее называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.

Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс.

Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба.

Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли.

Издавна ее называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.

Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. Это были представители разных народов мира: американцы Д. Франклин и Р. Пири, голландец В. Баренц, норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, итальянец У. Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов… .

Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Д. Франклин и Р. Пири, голландец В. Баренц, норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, итальянец У. Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов… .

 Во второй половине тридцатых годов советские ученые, полярники, моряки, летчики разрабатывают методику изучения центральной части Арктического бассейна.   Опираясь на опыт дрейфа Фритьофа Нансена на легендарном судне “Фрам” и его идею создания дрейфующей научной станции в районе Северного Полюса, выдающиеся советские ученые О.Ю.Шмидт и В.Ю.Визе разрабатывают концепцию комплексного исследования Центрального Полярного бассейна Северного Ледовитого океана с помощью дрейфующих станций и авиации.    8 февраля 1929 г. В.Ю.Визе выступил на заседании комиссии по экспедиционным исследованиям Академии Наук с докладом, в котором внес проект организации научной станции на дрейфующих льдах в центре Арктики   Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков.

Во второй половине тридцатых годов советские ученые, полярники, моряки, летчики разрабатывают методику изучения центральной части Арктического бассейна.

Опираясь на опыт дрейфа Фритьофа Нансена на легендарном судне “Фрам” и его идею создания дрейфующей научной станции в

районе Северного Полюса, выдающиеся советские ученые О.Ю.Шмидт и В.Ю.Визе разрабатывают концепцию комплексного исследования Центрального Полярного бассейна Северного Ледовитого океана с помощью дрейфующих станций и авиации.

8 февраля 1929 г. В.Ю.Визе выступил на заседании комиссии по экспедиционным исследованиям Академии Наук с докладом, в котором внес проект организации научной станции на дрейфующих льдах в центре Арктики

Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков.

 Начальником экспедиции на полюс был назначен О.Ю.Шмидт, начальником летного отряда - М.В.Водопьянов,  начальником дрейфующей станции “СП-1” - И.Д.Папанин.

Начальником экспедиции на полюс был назначен О.Ю.Шмидт,

начальником летного отряда - М.В.Водопьянов,

начальником дрейфующей станции “СП-1” - И.Д.Папанин.

 Создать базу для воздушной экспедиции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину.  Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала небывалого мужества.  С 19 по 25 февраля 1937 г. на снежном поле Подмосковья Папанин устроил репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались полюсными продуктами.  22 марта 1937 г. четыре самолета с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы, их вели прославленные летчики М.В.Водопьянов, В.С.Молоков, И.П.Мазурук и А.Д.Алексеев.   19 апреля самолеты достигли опорной базы на о.Рудольфа .

Создать базу для воздушной экспедиции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину.

Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала небывалого мужества.

С 19 по 25 февраля 1937 г. на снежном поле Подмосковья Папанин устроил репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались полюсными продуктами.

22 марта 1937 г. четыре самолета с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы, их вели прославленные летчики М.В.Водопьянов, В.С.Молоков, И.П.Мазурук и А.Д.Алексеев.

19 апреля самолеты достигли опорной базы на о.Рудольфа .

Полет проходил через Холмогоры, Нарьян-Мар ,Маточкин Шар , остров Рудольфа . Самолеты делали посадки для заправки горючим, их то и дело задерживали метеоусловия.

Полет проходил через Холмогоры, Нарьян-Мар ,Маточкин Шар , остров Рудольфа . Самолеты делали посадки для заправки горючим, их то и дело задерживали метеоусловия.

21 мая 1937 г. флагманский самолет Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его борту были Шмидт, папанинская четверка, кинооператор М.Трояновский, всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты, оружие, приборы...    На всём протяжении полёта поддерживалась радиосвязь, уточнялась погода и характер ледяного покрова. Во время полёта произошла авария: в верхней части радиатора 3-го мотора образовалась течь во фланце, стала испаряться охлаждающая жидкость (антифриз). Морозову и Петенину пришлось разрезать обшивку крыла и подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать её в ведро, а из него насосом перекачивать в бачок мотора. Эту операцию механикам приходилось проводить, высовывая голые руки из крыла при −20 °C и стремительном ветре (механики выполняли эту работу до самой посадки). В 10:50 достигли Северного полюса  Самолет АНТ-6.  Это четырехмоторный моноплан.  Такие самолеты широко использовались в те годы в Заполярье.

21 мая 1937 г. флагманский самолет Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его борту были Шмидт, папанинская четверка, кинооператор М.Трояновский, всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты, оружие, приборы...

На всём протяжении полёта поддерживалась радиосвязь, уточнялась погода и характер ледяного покрова. Во время полёта произошла авария: в верхней части радиатора 3-го мотора образовалась течь во фланце, стала испаряться охлаждающая жидкость (антифриз). Морозову и Петенину пришлось разрезать обшивку крыла и подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать её в ведро, а из него насосом перекачивать в бачок мотора. Эту операцию механикам приходилось проводить, высовывая голые руки из крыла при −20 °C и стремительном ветре (механики выполняли эту работу до самой посадки). В 10:50 достигли Северного полюса

Самолет АНТ-6.

Это четырехмоторный моноплан. Такие самолеты широко использовались

в те годы в Заполярье.

Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года.  Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР. 6июня  перед отлётом самолётов на Большую землю состоялся прощальный митинг, трибуной служили нарты ( которые построили рабочие Ленинградского судостроительного завода из ясеня). Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении Северного полюса. Участники спели «Интернационал».

Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года.

Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР.

6июня перед отлётом самолётов на Большую землю состоялся прощальный митинг, трибуной служили нарты ( которые построили рабочие Ленинградского судостроительного завода из ясеня). Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении Северного полюса. Участники спели «Интернационал».

 Оставив годичный и страховой запас продовольствия, горючее, инструменты, вещи, включая пишущую машинку, шахматы, карты, книги и даже печать Папанина, которой он штемпелевал письма для отправки в Москву.  Летчики подарили папанинцам патефон с пластинками и собаку лайку по кличке Веселый, а потом  эскадра легла на обратный курс,  и 25 июня приземлилась  на центральном аэродроме им.Фрунзе в Москве.     Митинг  на центральном московском аэродроме им. Фрунзе по возвращению участников большого арктического перелета.  Москва.25 июня1937года .

Оставив годичный и страховой запас

продовольствия, горючее, инструменты,

вещи, включая пишущую машинку,

шахматы, карты, книги и даже

печать Папанина, которой он

штемпелевал письма для отправки

в Москву.

Летчики подарили папанинцам патефон с пластинками и собаку лайку по кличке Веселый, а потом эскадра легла на обратный курс,

и 25 июня приземлилась

на центральном аэродроме им.Фрунзе в Москве.

Митинг

на центральном московском аэродроме

им. Фрунзе по возвращению участников большого арктического перелета.

Москва.25 июня1937года .

Станция“СП-1”:  пять километров воды под ногами, прикрытых трехметровым льдом. Размер льдины: 3 км в длину, 5 - в ширину. Одна палатка, склады, мастерские, мачты радиостанции, ветряк, метеобудка.

Станция“СП-1”:

пять километров воды под ногами, прикрытых трехметровым льдом. Размер льдины: 3 км в длину, 5 - в ширину.

Одна палатка, склады, мастерские, мачты радиостанции, ветряк, метеобудка.

Сотрудники Первой дрейфующей станции Северный полюс  Радист Эрнст Теодорович Кренкель  Геофизик-астроном  Гидролог  Петр Петрович Ширшов Евгений Константинович Федоров  во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным жили и работали в палатке, изучая  Северный полюс

Сотрудники Первой дрейфующей станции Северный полюс

Радист

Эрнст Теодорович Кренкель

Геофизик-астроном

Гидролог

Петр Петрович Ширшов

Евгений Константинович

Федоров

во главе

с Иваном Дмитриевичем Папаниным

  • жили и работали

в палатке, изучая

Северный полюс

Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями, чтобы подменить товарища, вели дневники. Велись систематические научные метеонаблюдения , гидрологические наблюдения, которые позволили вычертить профиль дна океана на пути дрейфа. Папанин стал главным поваром и часами “колдовал” над примусами...   Гидрологические  исследования Метеонаблюдения Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной работе.

Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями, чтобы подменить товарища, вели дневники. Велись систематические научные метеонаблюдения , гидрологические наблюдения, которые позволили вычертить профиль дна океана на пути дрейфа. Папанин стал главным поваром и часами “колдовал” над примусами...

Гидрологические

исследования

Метеонаблюдения

Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной работе.

С июня 1937 г. по февраль 1938 г. папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии. Летчики И.П.Мазурук и М.И.Козлов с несколькими самолетами базировались на Земле Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданностей арктической природы.

С июня 1937 г. по февраль 1938 г. папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии.

Летчики И.П.Мазурук и М.И.Козлов с несколькими самолетами базировались на Земле Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданностей арктической природы.

С конца января 1938 льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться». И… герои продолжали работать.

С конца января 1938 льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться». И… герои продолжали работать.

На помощь папанинцам спешило сторожевое судно “Мурманец”, сквозь шторм пробивались ледокольные пароходы “Таймыр” и “Мурман”, из Кронштадта шел ледокол “Ермак”. Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший катастрофу. 14 февраля “Таймыр” и “Мурман” приблизились к маленькой льдине героев. 16 февраля самолет Г.П.Власова сел невдалеке от станции, встретились летчик и Папанин, а 19 февраля 1938 г. 80 моряков с пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество станции .

На помощь папанинцам спешило сторожевое судно “Мурманец”, сквозь шторм пробивались ледокольные пароходы “Таймыр” и “Мурман”, из Кронштадта шел ледокол “Ермак”. Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший катастрофу.

14 февраля “Таймыр” и “Мурман” приблизились к маленькой льдине героев. 16 февраля самолет Г.П.Власова сел невдалеке от станции, встретились летчик и Папанин, а 19 февраля 1938 г. 80 моряков с пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество станции .

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу». Снятие со льдины  - 1938 г.  Ледоколы

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Снятие со льдины - 1938 г.

Ледоколы "Мурман" и "Таймыр" у льдины станции в Гренландском море (на которой папанинцы провели зиму).

16 марта ликующий Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети стали играть в “папанинцев”. Э.Т. КРЕНКЕЛЬ, П.П. ШИРШОВ, Е.К.ФЕДОРОВ, И.Д. ПАПАНИН

16 марта ликующий Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети стали играть в “папанинцев”.

Э.Т. КРЕНКЕЛЬ, П.П. ШИРШОВ, Е.К.ФЕДОРОВ, И.Д. ПАПАНИН

Радостная Москва встречает героев.

Радостная Москва встречает героев.

17 марта в их честь был устроен прием в Кремле, а на экраны вскоре вышел документальный фильм “Папанинцы”. Они стали Героями Советского Союза. На фото И.В. Сталин и Папанинцы (И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров, Э.Т. Кренкель), члены их семей, летчик, Герой Советского Союза М.В. Водопьянов, выдающийся советский актёр, Народный артист СССР И.М. Москвин.

17 марта в их честь был устроен прием в Кремле, а на экраны вскоре вышел документальный фильм “Папанинцы”. Они стали Героями Советского Союза.

На фото И.В. Сталин и Папанинцы (И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров, Э.Т. Кренкель), члены их семей, летчик, Герой Советского Союза М.В. Водопьянов, выдающийся советский актёр, Народный артист СССР И.М. Москвин.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов.  Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.  За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву. Станция “Северный полюс - 1” открыла новую эпоху в исследовании Арктики, после войны в 1950 г. заработала станция “СП-2”, затем десятки следующих, а данные наблюдений “СП-1” вошли в золотой фонд науки и способствовали практическому освоению Арктики.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов.

Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву.

Станция “Северный полюс - 1” открыла новую эпоху в исследовании Арктики, после войны в 1950 г. заработала станция “СП-2”, затем десятки следующих, а данные наблюдений “СП-1” вошли в золотой фонд науки и способствовали практическому освоению Арктики.

На Кузнечной площади САНКТ- Петербурга, угол Кузнечного и Марата, стояла церковь. Она и сейчас там стоит, выделяясь желтым и белым среди закопченных бурых домов. Уже много лет в ней находится Российский государственный музей Арктики и Антарктики. В зале под сводом висит самолет-разведчик Р-5 знаменитого некогда полярного летчика Бориса Чухновского, в стеклянных стеллажах - модели шхуны капитана Седова

На Кузнечной площади САНКТ- Петербурга, угол Кузнечного и Марата, стояла церковь. Она и сейчас там стоит, выделяясь желтым и белым среди закопченных бурых домов. Уже много лет в ней находится Российский государственный музей Арктики и Антарктики. В зале под сводом висит самолет-разведчик Р-5 знаменитого некогда полярного летчика Бориса Чухновского, в стеклянных стеллажах - модели шхуны капитана Седова "Св. Фока" и прославленного ледокола "Красин", и прочие экспонаты: документы, фотографии и чучела всякой полярной живности. А в северном приделе можно увидеть черную многослойную палатку с белой надписью по низенькой крыше: "С.С.С.Р."; а по другому скату: "Северный полюс-1".

Это подлинная палатка, в которой шесть месяцев дрейфовала на плавучей льдине первая советская экспедиция к полюсу. В три маленькие иллюминатора видна неярко освещенная внутренность палатки: нары, закинутые меховыми шкурами, радиостанция, столик, примус, полка с книгами. Вот здесь и жила и работала легендарная четверка папанинцев. А рядом с палаткой, в витрине, выставлены их личные вещи - ручка, унты, блокнот, - среди которых почетное место занимает маузер самого Папанина, висящий на тонком ремешке рядом со своей деревянной кобурой, украшенной серебряной дарственной пластинкой. С этой вот палаткой и с этим маузером связана одна характерная для эпохи история. Дело в том, что Иван Папанин был ведь не просто начальником научной экспедиции. Сам-то он был мужик простой и незамысловатый, комиссарского сословия, и занимал ответственнейший пост начальника Главсевморпути. И на льдине, затерянной в полярной ночи за тысячи миль от СССР, он осуществлял идейно-политическое руководство всеми сторонами жизни и деятельности остальных трех интеллигентов, лично отвечая, как испытанный и облеченный доверием партии коммунист, за все, что происходило на Северном полюсе.

Литература Бронтман А. На вершине мира. — «Гослитиздат», 1938. Фёдоров Е. К. Полярные дневники. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982. Кренкель Э. Т. Четыре товарища — М.: Художественная литература, 1940. — 316 с. Кренкель Э. Т. RAEM — мои позывные — М.: Советская Россия, 1973. — 436 с. Арктики. Очерки по истории исследования, [3 изд.], М.—Л., 1948; Зубов Н. Н., В центре Арктики. Очерки по истории исследования и физической географии Центральной Арктики, М.—Л., 1948; Гаккель Я. Я., Наука и освоение Арктики, Л., 1957; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1—3, М.—Л., 1956—62; Магидович И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967; Дерюгин К. К., Советские океанографические экспедиции, Л., 1968.  Ресурсы интернета:  http://www.5.km.ru/  http://www.calend.ru/event/4713/

Литература

  • Бронтман А. На вершине мира. — «Гослитиздат», 1938.
  • Фёдоров Е. К. Полярные дневники. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
  • Кренкель Э. Т. Четыре товарища — М.: Художественная литература, 1940. — 316 с.
  • Кренкель Э. Т. RAEM — мои позывные — М.: Советская Россия, 1973. — 436 с. Арктики. Очерки по истории исследования, [3 изд.], М.—Л., 1948;
  • Зубов Н. Н., В центре Арктики. Очерки по истории исследования и физической географии Центральной Арктики, М.—Л., 1948;
  • Гаккель Я. Я., Наука и освоение Арктики, Л., 1957;
  • История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1—3, М.—Л., 1956—62;
  • Магидович И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967;
  • Дерюгин К. К., Советские океанографические экспедиции, Л., 1968.
  • Ресурсы интернета:

http://www.5.km.ru/

http://www.calend.ru/event/4713/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!