СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Биография и этапы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена биографическим подробностям жизни известного русского писателя Михаила Еврографовича Салтыкова-Щедрина.Цель презентации – познакомить учащихся с творчеством писателя, рассказать о наиболее интересных моментах биографии этого выдающейся личности. Презентация поможет проанализировать жизнь и понять, как же именно биографические перипетии отражались в творчестве Салтыкова-Щедрина.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Биография и этапы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина"»

ТЕМА УРОКА

ТЕМА УРОКА

«Я ПИСАТЕЛЬ,  В ЭТОМ МОЕ     ПРИЗВАНИЕ» ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ.

«Я ПИСАТЕЛЬ,

В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ»

ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ.

ЦЕЛЬ УРОКА: П ознакомит ь ся с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика.

ЦЕЛЬ УРОКА:

П ознакомит ь ся с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика.

СЛОВАРЬ УРОКА САТИРА ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК ГИПЕРБОЛА ГРОТЕСК «ЭЗОПОВ ЯЗЫК»

СЛОВАРЬ УРОКА

САТИРА

ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК

ГИПЕРБОЛА

ГРОТЕСК

«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина 2. Традиции русской литературы в творчестве писателя 3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина 4. «Эзопов язык» в произведениях писателя

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

2. Традиции русской литературы в творчестве писателя

3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

4. «Эзопов язык» в произведениях писателя

ЖИВОСТЬ БОЛИ И НЕПРЕРЫВНОЕ ЕЕ ОЩУЩЕНИЕ СЛУЖИЛИ ИСТОЧНИКОМ ЖИВЫХ ОБРАЗОВ  Салтыков-Щедрин  1826 – 1889

ЖИВОСТЬ БОЛИ И НЕПРЕРЫВНОЕ ЕЕ ОЩУЩЕНИЕ СЛУЖИЛИ ИСТОЧНИКОМ ЖИВЫХ ОБРАЗОВ

Салтыков-Щедрин

1826 – 1889

Краткая хроника жизни 1826, 15 (27) января - М. Е . Салтыков-Щедрин родился в Тверской губернии в семье помещика. 1844 -  окончил Царскосельский лицей. 1845-47 -  участие в кружке Петрашевского . 1847- опубликована повесть

Краткая хроника жизни

1826, 15 (27) января - М. Е . Салтыков-Щедрин родился в Тверской губернии в семье помещика.

1844 -  окончил Царскосельский лицей.

1845-47 -  участие в кружке Петрашевского .

1847- опубликована повесть " Противоречия ".

1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 - жизнь в Вятке.

1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность.

1858-1861 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 - вернулся на государственную службу. 1868 -  уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором

1864 - вернулся на государственную службу.

1868 -  уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.

1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.

1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е . Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.

 

САТИРА (от лат. s atura – смесь, мешанина)   - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенств а общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления. Обличительный характер сатиры играет важную роль в развитии культуры.  « Сатира – плеть, ударом обожжет» (Гончаров)

САТИРА

(от лат. s atura – смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенств а общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления. Обличительный характер сатиры играет важную роль в развитии культуры. « Сатира – плеть, ударом обожжет» (Гончаров)

«Для детей изрядного возраста»  1869 – 1886 гг Особенности: Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Фантастика, реальность + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык. СКАЗКИ

«Для детей изрядного возраста»

1869 – 1886 гг

Особенности:

Задача:

обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Фантастика, реальность + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык.

СКАЗКИ

ОБЛОЖКА КНИГИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «СКАЗКИ»

ОБЛОЖКА КНИГИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «СКАЗКИ»

ОБЛОЖКА КНИГИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

ОБЛОЖКА КНИГИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole – преувеличение) –средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления;внешне эффектная («броская») форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничтожающей.

ГИПЕРБОЛА

(от греч. hyperbole – преувеличение) –средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления;внешне эффектная («броская») форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничтожающей.

ГРОТЕСК (от итал. grottesco – причудливый) ТИП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИКЕ, СХЕМЕ, ГИПЕРБОЛЕ, ПРИЧУДЛИВОМ СОЧЕТАНИИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО И РЕАЛЬНОГО, ТРАГИЧЕСКОГО И КОМИЧЕСКОГО, ПРАВДОПОДОБИЯ И КАРИКАТУРЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРЕУВЕЛИЧЕННОМ, УРОДЛИВО-КОМИЧЕСКОМ ВИДЕ, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО, СТРАШНОГО СО СМЕШНЫМ

ГРОТЕСК

(от итал. grottesco – причудливый)

  • ТИП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИКЕ, СХЕМЕ, ГИПЕРБОЛЕ, ПРИЧУДЛИВОМ СОЧЕТАНИИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО И РЕАЛЬНОГО, ТРАГИЧЕСКОГО И КОМИЧЕСКОГО, ПРАВДОПОДОБИЯ И КАРИКАТУРЫ
  • ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРЕУВЕЛИЧЕННОМ, УРОДЛИВО-КОМИЧЕСКОМ ВИДЕ, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО, СТРАШНОГО СО СМЕШНЫМ
«ЭЗОПОВ ЯЗЫК» ОСОБЫЙ ВИД ИНОСКАЗАНИЯ , ЯЗЫК НАМЕКОВ, МАСКИРУЮЩИЙ МЫСЛЬ И ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЕЕ ПЕРЕДАТЬ В ПЕЧАТИ, НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ; СВОЕГО РОДА ТАЙНОПИСЬ . ПРЕДМЕТ, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, НЕ НАЗВАН, НО ОПИСАН И ЛЕГКО УГАДЫВАЕТСЯ ПО АССОЦИАЦИИ ИЛИ ЧЕРЕЗ АЛЛЮЗИИ  (намек на событие или факт, который считается общеизвестным )

«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»

ОСОБЫЙ ВИД ИНОСКАЗАНИЯ , ЯЗЫК НАМЕКОВ, МАСКИРУЮЩИЙ МЫСЛЬ И ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЕЕ ПЕРЕДАТЬ В ПЕЧАТИ, НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ; СВОЕГО РОДА ТАЙНОПИСЬ . ПРЕДМЕТ, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, НЕ НАЗВАН, НО ОПИСАН И ЛЕГКО УГАДЫВАЕТСЯ ПО АССОЦИАЦИИ ИЛИ ЧЕРЕЗ АЛЛЮЗИИ (намек на событие или факт, который считается общеизвестным )

«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей  картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». ( Чернышевски й  )  Это углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин.

«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». ( Чернышевски й )

Это углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин.

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет саму атмосферу его жизни.  И. М. Сеченов.

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет саму атмосферу его жизни.

И. М. Сеченов.

Проверочный тест 1    В каком году родился Салтыков –Щедрин?  а) в 1822  б) в 182 6  в) в 18 28    

Проверочный тест

1    В каком году родился

Салтыков –Щедрин?

а) в 1822

б) в 182 6

в) в 18 28    

.2 В  какой семье родился Салтыков-Щедрин?  а) дворянина  б) священ н ика  в) помещика

.2 В какой семье родился Салтыков-Щедрин?

а) дворянина

б) священ н ика

в) помещика

  3 . Куда был отправлен писатель в ссылку?  а) в Сибирь  б) в Саратов  в) в Вятку

  3 . Куда был отправлен писатель в ссылку?

а) в Сибирь

б) в Саратов

в) в Вятку

4 . Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?  а) «Отечественные записки»  б) «Современник»  в) «Северная пчела»

4 . Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?

а) «Отечественные записки»

б) «Современник»

в) «Северная пчела»

    5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?  а) «Медведь на воеводстве»  б) «Премудрый пескарь»  в) «Дикий помещик»  г) «Снегурочка»  

   5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?

а) «Медведь на воеводстве»

б) «Премудрый пескарь»

в) «Дикий помещик»

г) «Снегурочка»

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Правильные ответы:  1 - б ,  2 – в ,  3 – в,   4 – а ,  5 – г.   ОЦЕНКИ: «5» - 5 баллов «4» - 4 балла «3» - 3 балла «2» - 2 балла

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Правильные ответы:

1 - б ,

2 – в ,

3 – в,

4 – а ,

5 – г.

 

ОЦЕНКИ:

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

«2» - 2 балла