Биотические связи организмов
Цель урока:
Познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию
Живые организмы
поселяются друг с другом
не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.
Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп: (00) – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные отношения (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение (--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы
?
?
?
?
?
?
Взаимополезные (++)
?
Полезно – нейтральные (+0)
Нейтральные (00)
Биотические связи организмов
Взаимовредные
(--)
Вредно – нейтральные (-0)
Полезно – вредные (+-)
?
?
?
?
?
?
НЕЙТРАЛИЗМ
(00)
ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА.
Полевка
Черепаха и гиппопотам
Дрозд
При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно, но, формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом. Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом, однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них, хотя и в разной степени.
(00)
СИМБИОЗ
(++)
Длительное сожительство популяций двух или нескольких видов, извлекающих из него взаимную или одностороннюю пользу. Основой для симбиоза могут быть трофические и топические связи.
сожительство гриба и водоросли. Гриб получает от водоросли продукты фотосинтеза. Грибница гриба доставляет водорослям воду с минеральными веществами.
Лишайник
(++)
Азотфиксирующие бактерии снабжают бобовые растения соединениями азота, а от него получают углеводы, т.е. продукты фотосинтеза. Такой симбиоз позволяет селиться растениям на почвах, бедных азотом.
Симбиоз
Типы симбиоза по характеру отношений между партнёрами:
- Мутуализм
- Комменсализм
- Паразитизм
МУТУАЛИЗМ
(++)
Взаимовыгодный и обязательный для жизни хотя бы одной из популяций тип взаимоотношений.
Общеизвестно сожительство раков-отшельников с коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит ее на себе вместе с полипом. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.
Мутуализм
(++)
Многие птицы кормятся на копытных, выбирая из их шерсти паразитов - клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, буйволов во время линьки, используя ее при постройке гнезда.
(+0)
КОММЕНСАЛИЗМ
Тип взаимоотношений, при котором популяция одного вида извлекает пользу, не принося ни вреда, ни пользы популяции другого вида .
Квартиранство (на основе топических связей)
Рыба – прилипала, обитающая в тропических и субтропических морях, прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.
В открытом океане крупных морских животных (акул, дельфинов, черепах) часто сопровождают рыбы лоцманы. При больших скоростях, развиваемых акулой или дельфином, образуется так называемый слой трения, примыкающий непосредственно к поверхности тела этих животных. Лоцманы, попадая в этот слой, движутся с той же скоростью, не затрачивая больших усилий, и кормятся остатками пищи животных, которых они сопровождают, а также их экскрементами и паразитами. Близость к крупным хищникам защищает лоцманов от нападения. Сами акулы лоцманов не трогают. Очевидно, что пользу от совместного обитания получают главным образом лоцманы.
Нахлебничество (на основе трофических связей)
(+0)
Акула с рыбами лоцманами
Дюгонь с рыбой лоцманом
ПАРАЗИТИЗМ
(+-)
Тип взаимоотношений популяций разных видов, из которых одна (паразит) использует другую (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи. Возник на основе трофических и топических связей.
С латинского «паразит» - нахлебник, тунеядец. Хозяин – среда обитания паразита или источник пищи.
(+-)
Паразитизм Миноги нападают на треску, лососей, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушает эритроциты и вызывает распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят большой ущерб ценным промысловым рыбам.
Экзопаразиты - внешние паразиты, живут на
поверхности тела хозяина
(+-)
Комар обыкновенный
(+-)
Экзопаразиты
Один из наиболее распространенных экзопаразитов – повилика , растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина. На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями. У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные - до 1 м в диаметре - цветки.
Повилика
Раффлезия
Заразиха
Эндопаразиты
(+-)
Малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина - единственное местообитание для паразита, с гибелью хозяина погибает и паразит.
ПРОТОКООПЕРАЦИЯ
(++)
Взаимное существование особей выгодно для обоих видов, но необязательно
Распространение семян растений муравьями
Чабрец (тимьян)
Увидеть цветущим его сложно т.к. цветки мелкие, бурого цвета, невзрачные, находятся близко к земле, но богаты нектаром, который и привлекает муравьев и они их опыляют. Когда семена созреют, муравьи их собирают и несут в муравейник. Сами семена их не интересуют, покров семени прочный и до содержимого они не достают. Платой за распространение служит сочное образование семени, богатое углеводами, маслами и др. питательными веществами. Привлеченные этой приманкой, муравьи растаскивают семена копытня. Съедая сочное образование, они бросают семена, которые на следующий год прорастают. Подобный способ распространения и у тимьяна (чабреца). Принесенные семена прорастают прямо на муравейнике.
Протокооперация
(++)
Чабрец(тимьян)
Копытень
(+-)
ХИЩНИЧЕСТВО
Тип взаимоотношений видов разных трофических уровней, когда один вид (хищник) живёт за счёт другого (жертвы) в результате его умерщвления и поедания. У хищников в процессе эволюции выработались 3 стратегии для поимки жертвы: 1) маскировочная окраска, 2) гибкое поджарое сильное тело, 3)ловчие сети пауков и насекомоядных растений.
ястреб
Волк
сова
ХИЩНИЧЕСТВО
(+-)
Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара когтей сокола. Мыши-полевки также не могут оказать сопротивления сове или лисице.
Хищничество у растений
(+-)
Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых.
Кувшиночник (непентес)
Венерина мухоловка
(--)
КОНКУРЕНЦИЯ
Взаимоневыгодный тип взаимоотношений между видами со сходными потребностями
ВНУТРИВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Проявляется в форме агрессии, когда организмы вступают в прямую, открытую борьбу.
Межвидовая конкуренция
Серая крыса крупнее и агрессивнее чёрной, в схватке одерживает вверх. Поэтому в поселениях человека в Европе серая крыса почти вытеснила чёрную.
(--)
Межвидовая
конкуренция
В результате конкуренции в биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни. Например, копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, ocтавшиеся после других травоядных.
АМЕНСАЛИЗМ – ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО.
(-0)
Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. Под пологом деревьев уменьшается освещенность, повышается влажность воздуха. При разложении опада деревьев почвы обедняются, поскольку при этом образуются кислоты, способствующие вымыванию элементов минерального питания в глубь почвенного слоя. Этот процесс особенно активен в таежном еловом лесу, так как ель — сильный средообразующий вид.
(-0)
АМЕНСАЛИЗМ
Стада диких животных вытаптывают травянистый покров
Нахлебничество
Квартиранство
Протокооперация
Симбиоз
Мутуализм
Комменсализм
Нейтрализм
Взаимополезные (++)
Полезно – нейтральные (+0)
Нейтральные (00)
Биотические взаимоотношения
Взаимовредные
(--)
Вредно – нейтральные (-0)
Полезно – вредные (+-)
Аменсализм
Конкуренция
Паразитизм
Хищничество
Внутривидовая
Межвидовая
Систематизация знаний
1. Из приведённого списка выберите взаимополезный тип отношений живых организмов:
1. Конкуренция
2. Мутуализм
3. Паразитизм
4. Комменсализм
2. Сожительство дерева и гриба, это…
1. Аменсализм
2. Протокооперация
3. Мутуализм
4. Симбиоз
3. Выбери правильное утверждение: печёночный сосальщик – это…
1. Симбионт
2. Паразит
3. Конкурент
4. Хищник
4. Взаимоотношения белки и зайца, это…
1. Конкуренция
2. Нейтрализм
3. Квартиранство
4. Симбиоз
5. Какой тип взаимоотношений живых организмов вы видите:
1. Паразитизм
2. Кооперация
3. Конкуренция
4. Мутуализм
6 .
Как называются связи между разными видами живых организмов?
Ответ
Биотические
Какой тип отношений между таёжным клещом и волком?
7 .
Ответ
Паразитизм
Примером какого взаимодействия является отношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?
8 .
Мутуализм
Ответ
Кто лишний?
9.
3
Жираф – травоядное животное, а морская звезда и лев – хищники
2
1
Ответ
Кто лишний?
10.
1
3
Лес – межвидовая конкуренция светолюбивых и теневыносливых пород.
2
Ответ
Кто лишний?
2
11.
1
1
3
Змея – хищничество. Остальные два рисунка – комменсализм.
Ответ
Кто лишний?
12.
1
3
2
Нижний рисунок – межвидовая конкуренция. Остальные – паразиты.
Ответ
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?
- Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
- Что оказалось новым?
- Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему?
- Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?
ПРЕКРАСНО! ВЫСОТА ВЗЯТА!
ДО ВЕРШИНЫ ТОЛЬКО ШАГ!
СТОИТ ЕЩЁ ПОТРУДИТЬСЯ!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§21 конспект