СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Биотические связи организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Биотические связи организмов" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Биотические связи организмов"»

  Биотические связи организмов

Биотические связи организмов

  Цель урока: Познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию

Цель урока:

Познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию

Живые организмы  поселяются друг с другом  не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.

Живые организмы

поселяются друг с другом

не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.

Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:  (00) – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга  (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные отношения  (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда  (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение  (--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов  (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы

Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп: (00) – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные отношения (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение (--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы

? ? ? ? ? ? Взаимополезные  (++) ? Полезно – нейтральные  (+0) Нейтральные  (00) Биотические связи организмов Взаимовредные  (--) Вредно – нейтральные  (-0) Полезно – вредные  (+-) ? ? ? ? ? ?

?

?

?

?

?

?

Взаимополезные (++)

?

Полезно – нейтральные (+0)

Нейтральные (00)

Биотические связи организмов

Взаимовредные

(--)

Вредно – нейтральные (-0)

Полезно – вредные (+-)

?

?

?

?

?

?

НЕЙТРАЛИЗМ (00) ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА. Полевка Черепаха и гиппопотам Дрозд

НЕЙТРАЛИЗМ

(00)

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА.

Полевка

Черепаха и гиппопотам

Дрозд

При нейтрализме  особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно, но, формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом. Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом, однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них, хотя и в разной степени.   (00)

При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно, но, формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом. Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом, однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них, хотя и в разной степени.

(00)

СИМБИОЗ (++) Длительное сожительство популяций двух или нескольких видов, извлекающих из него взаимную или одностороннюю пользу. Основой для симбиоза могут быть трофические и топические связи.  сожительство гриба и водоросли. Гриб получает от водоросли продукты фотосинтеза. Грибница гриба доставляет водорослям воду с минеральными веществами. Лишайник

СИМБИОЗ

(++)

Длительное сожительство популяций двух или нескольких видов, извлекающих из него взаимную или одностороннюю пользу. Основой для симбиоза могут быть трофические и топические связи.

сожительство гриба и водоросли. Гриб получает от водоросли продукты фотосинтеза. Грибница гриба доставляет водорослям воду с минеральными веществами.

Лишайник

(++)  Азотфиксирующие бактерии снабжают бобовые растения соединениями азота, а от него получают углеводы, т.е. продукты фотосинтеза. Такой симбиоз позволяет селиться растениям на почвах, бедных азотом.   Симбиоз

(++)

Азотфиксирующие бактерии снабжают бобовые растения соединениями азота, а от него получают углеводы, т.е. продукты фотосинтеза. Такой симбиоз позволяет селиться растениям на почвах, бедных азотом.

Симбиоз

Типы симбиоза по характеру отношений между партнёрами: Мутуализм Комменсализм Паразитизм

Типы симбиоза по характеру отношений между партнёрами:

  • Мутуализм
  • Комменсализм
  • Паразитизм
МУТУАЛИЗМ (++) Взаимовыгодный и обязательный для жизни хотя бы одной из популяций тип взаимоотношений. Общеизвестно сожительство раков-отшельников с коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит ее на себе вместе с полипом. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

МУТУАЛИЗМ

(++)

Взаимовыгодный и обязательный для жизни хотя бы одной из популяций тип взаимоотношений.

Общеизвестно сожительство раков-отшельников с коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит ее на себе вместе с полипом. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

Мутуализм (++) Многие птицы кормятся на копытных, выбирая из их шерсти паразитов - клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, буйволов во время линьки, используя ее при постройке гнезда.       

Мутуализм

(++)

Многие птицы кормятся на копытных, выбирая из их шерсти паразитов - клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, буйволов во время линьки, используя ее при постройке гнезда.

      

(+0) КОММЕНСАЛИЗМ Тип взаимоотношений, при котором популяция одного вида извлекает пользу, не принося ни вреда, ни пользы популяции другого вида . Квартиранство (на основе топических связей) Рыба – прилипала, обитающая в тропических и субтропических морях, прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

(+0)

КОММЕНСАЛИЗМ

Тип взаимоотношений, при котором популяция одного вида извлекает пользу, не принося ни вреда, ни пользы популяции другого вида .

Квартиранство (на основе топических связей)

Рыба – прилипала, обитающая в тропических и субтропических морях, прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

 В открытом океане крупных морских животных (акул, дельфинов, черепах) часто сопровождают рыбы лоцманы. При больших скоростях, развиваемых акулой или дельфином, образуется так называемый слой трения, примыкающий непосредственно к поверхности тела этих животных. Лоцманы, попадая в этот слой, движутся с той же скоростью, не затрачивая больших усилий, и кормятся остатками пищи животных, которых они сопровождают, а также их экскрементами и паразитами. Близость к крупным хищникам защищает лоцманов от нападения. Сами акулы лоцманов не трогают. Очевидно, что пользу от совместного обитания получают главным образом лоцманы. Нахлебничество (на основе трофических связей) (+0) Акула с рыбами лоцманами Дюгонь с рыбой лоцманом

В открытом океане крупных морских животных (акул, дельфинов, черепах) часто сопровождают рыбы лоцманы. При больших скоростях, развиваемых акулой или дельфином, образуется так называемый слой трения, примыкающий непосредственно к поверхности тела этих животных. Лоцманы, попадая в этот слой, движутся с той же скоростью, не затрачивая больших усилий, и кормятся остатками пищи животных, которых они сопровождают, а также их экскрементами и паразитами. Близость к крупным хищникам защищает лоцманов от нападения. Сами акулы лоцманов не трогают. Очевидно, что пользу от совместного обитания получают главным образом лоцманы.

Нахлебничество (на основе трофических связей)

(+0)

Акула с рыбами лоцманами

Дюгонь с рыбой лоцманом

ПАРАЗИТИЗМ (+-) Тип взаимоотношений популяций разных видов, из которых одна (паразит) использует другую (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи. Возник на основе трофических и топических связей.  С латинского «паразит» - нахлебник, тунеядец. Хозяин – среда обитания паразита или источник пищи.

ПАРАЗИТИЗМ

(+-)

Тип взаимоотношений популяций разных видов, из которых одна (паразит) использует другую (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи. Возник на основе трофических и топических связей.

С латинского «паразит» - нахлебник, тунеядец. Хозяин – среда обитания паразита или источник пищи.

(+-) Паразитизм  Миноги нападают на треску, лососей, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушает эритроциты и вызывает распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят большой ущерб ценным промысловым рыбам.

(+-)

Паразитизм Миноги нападают на треску, лососей, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушает эритроциты и вызывает распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят большой ущерб ценным промысловым рыбам.

 Экзопаразиты  - внешние паразиты, живут на  поверхности тела хозяина  (+-)  Комар обыкновенный

Экзопаразиты - внешние паразиты, живут на

поверхности тела хозяина

(+-)

Комар обыкновенный

(+-) Экзопаразиты Один из наиболее распространенных экзопаразитов – повилика , растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина. На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями.  У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные - до 1 м в диаметре - цветки.   Повилика Раффлезия Заразиха

(+-)

Экзопаразиты

Один из наиболее распространенных экзопаразитов – повилика , растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина. На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями. У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные - до 1 м в диаметре - цветки.

Повилика

Раффлезия

Заразиха

Эндопаразиты (+-) Малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина - единственное местообитание для паразита, с гибелью хозяина погибает и паразит.

Эндопаразиты

(+-)

Малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина - единственное местообитание для паразита, с гибелью хозяина погибает и паразит.

ПРОТОКООПЕРАЦИЯ (++)  Взаимное существование особей выгодно для обоих видов, но необязательно Распространение семян растений муравьями Чабрец (тимьян)

ПРОТОКООПЕРАЦИЯ

(++)

Взаимное существование особей выгодно для обоих видов, но необязательно

Распространение семян растений муравьями

Чабрец (тимьян)

 Увидеть цветущим его сложно т.к. цветки мелкие, бурого цвета, невзрачные, находятся близко к земле, но богаты нектаром, который и привлекает муравьев и они их опыляют. Когда семена созреют, муравьи их собирают и несут в муравейник. Сами семена их не интересуют, покров семени прочный и до содержимого они не достают. Платой за распространение служит сочное образование семени, богатое углеводами, маслами и др. питательными веществами. Привлеченные этой приманкой, муравьи растаскивают семена копытня. Съедая сочное образование, они бросают семена, которые на следующий год прорастают. Подобный способ распространения и у тимьяна (чабреца). Принесенные семена прорастают прямо на муравейнике.   Протокооперация (++) Чабрец(тимьян) Копытень

Увидеть цветущим его сложно т.к. цветки мелкие, бурого цвета, невзрачные, находятся близко к земле, но богаты нектаром, который и привлекает муравьев и они их опыляют. Когда семена созреют, муравьи их собирают и несут в муравейник. Сами семена их не интересуют, покров семени прочный и до содержимого они не достают. Платой за распространение служит сочное образование семени, богатое углеводами, маслами и др. питательными веществами. Привлеченные этой приманкой, муравьи растаскивают семена копытня. Съедая сочное образование, они бросают семена, которые на следующий год прорастают. Подобный способ распространения и у тимьяна (чабреца). Принесенные семена прорастают прямо на муравейнике.

Протокооперация

(++)

Чабрец(тимьян)

Копытень

(+-) ХИЩНИЧЕСТВО Тип взаимоотношений видов разных трофических уровней, когда один вид (хищник) живёт за счёт другого (жертвы) в результате его умерщвления и поедания. У хищников в процессе эволюции выработались 3 стратегии для поимки жертвы: 1) маскировочная окраска, 2) гибкое поджарое сильное тело, 3)ловчие сети пауков и насекомоядных растений.  ястреб Волк сова

(+-)

ХИЩНИЧЕСТВО

Тип взаимоотношений видов разных трофических уровней, когда один вид (хищник) живёт за счёт другого (жертвы) в результате его умерщвления и поедания. У хищников в процессе эволюции выработались 3 стратегии для поимки жертвы: 1) маскировочная окраска, 2) гибкое поджарое сильное тело, 3)ловчие сети пауков и насекомоядных растений.

ястреб

Волк

сова

ХИЩНИЧЕСТВО (+-) Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара когтей сокола. Мыши-полевки также не могут оказать сопротивления сове или лисице.

ХИЩНИЧЕСТВО

(+-)

Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара когтей сокола. Мыши-полевки также не могут оказать сопротивления сове или лисице.

 Хищничество у растений (+-)  Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых. Кувшиночник (непентес) Венерина мухоловка

Хищничество у растений

(+-)

Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых.

Кувшиночник (непентес)

Венерина мухоловка

(--) КОНКУРЕНЦИЯ Взаимоневыгодный тип взаимоотношений между видами со сходными потребностями ВНУТРИВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Проявляется в форме агрессии, когда организмы вступают в прямую, открытую борьбу.

(--)

КОНКУРЕНЦИЯ

Взаимоневыгодный тип взаимоотношений между видами со сходными потребностями

ВНУТРИВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Проявляется в форме агрессии, когда организмы вступают в прямую, открытую борьбу.

Межвидовая конкуренция Серая крыса крупнее и агрессивнее чёрной, в схватке одерживает вверх. Поэтому в поселениях человека в Европе серая крыса почти вытеснила чёрную.

Межвидовая конкуренция

Серая крыса крупнее и агрессивнее чёрной, в схватке одерживает вверх. Поэтому в поселениях человека в Европе серая крыса почти вытеснила чёрную.

(--) Межвидовая конкуренция В результате конкуренции в биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни. Например, копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, ocтавшиеся после других травоядных.

(--)

Межвидовая

конкуренция

В результате конкуренции в биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни. Например, копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, ocтавшиеся после других травоядных.

АМЕНСАЛИЗМ –  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО. (-0) Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. Под пологом деревьев уменьшается освещенность, повышается влажность воздуха. При разложении опада деревьев почвы обедняются, поскольку при этом образуются кислоты, способствующие вымыванию элементов минерального питания в глубь почвенного слоя. Этот процесс особенно активен в таежном еловом лесу, так как ель — сильный средообразующий вид.

АМЕНСАЛИЗМ – ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО.

(-0)

Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. Под пологом деревьев уменьшается освещенность, повышается влажность воздуха. При разложении опада деревьев почвы обедняются, поскольку при этом образуются кислоты, способствующие вымыванию элементов минерального питания в глубь почвенного слоя. Этот процесс особенно активен в таежном еловом лесу, так как ель — сильный средообразующий вид.

(-0) АМЕНСАЛИЗМ Стада диких животных вытаптывают травянистый покров

(-0)

АМЕНСАЛИЗМ

Стада диких животных вытаптывают травянистый покров

Нахлебничество Квартиранство Протокооперация Симбиоз Мутуализм Комменсализм Нейтрализм Взаимополезные  (++) Полезно – нейтральные  (+0) Нейтральные  (00) Биотические взаимоотношения Взаимовредные  (--) Вредно – нейтральные  (-0) Полезно – вредные  (+-) Аменсализм Конкуренция Паразитизм Хищничество Внутривидовая Межвидовая

Нахлебничество

Квартиранство

Протокооперация

Симбиоз

Мутуализм

Комменсализм

Нейтрализм

Взаимополезные (++)

Полезно – нейтральные (+0)

Нейтральные (00)

Биотические взаимоотношения

Взаимовредные

(--)

Вредно – нейтральные (-0)

Полезно – вредные (+-)

Аменсализм

Конкуренция

Паразитизм

Хищничество

Внутривидовая

Межвидовая

Систематизация знаний

Систематизация знаний

1. Из приведённого списка выберите взаимополезный тип отношений живых организмов: 1. Конкуренция 2. Мутуализм 3. Паразитизм 4. Комменсализм

1. Из приведённого списка выберите взаимополезный тип отношений живых организмов:

1. Конкуренция

2. Мутуализм

3. Паразитизм

4. Комменсализм

2. Сожительство дерева и гриба, это… 1. Аменсализм 2. Протокооперация 3. Мутуализм 4. Симбиоз

2. Сожительство дерева и гриба, это…

1. Аменсализм

2. Протокооперация

3. Мутуализм

4. Симбиоз

3. Выбери правильное утверждение: печёночный сосальщик – это… 1. Симбионт 2. Паразит 3. Конкурент 4. Хищник

3. Выбери правильное утверждение: печёночный сосальщик – это…

1. Симбионт

2. Паразит

3. Конкурент

4. Хищник

4. Взаимоотношения белки и зайца, это…  1. Конкуренция 2. Нейтрализм 3. Квартиранство 4. Симбиоз

4. Взаимоотношения белки и зайца, это…

1. Конкуренция

2. Нейтрализм

3. Квартиранство

4. Симбиоз

5. Какой тип взаимоотношений живых организмов вы видите: 1. Паразитизм 2. Кооперация 3. Конкуренция 4. Мутуализм

5. Какой тип взаимоотношений живых организмов вы видите:

1. Паразитизм

2. Кооперация

3. Конкуренция

4. Мутуализм

6 .  Как называются связи между разными видами живых организмов? Ответ Биотические

6 .

Как называются связи между разными видами живых организмов?

Ответ

Биотические

Какой тип отношений между таёжным клещом и волком? 7 . Ответ Паразитизм

Какой тип отношений между таёжным клещом и волком?

7 .

Ответ

Паразитизм

 Примером какого взаимодействия является отношения клубеньковых бактерий и бобовых растений? 8 . Мутуализм Ответ

Примером какого взаимодействия является отношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?

8 .

Мутуализм

Ответ

Кто лишний? 9. 3 Жираф – травоядное животное, а морская звезда и лев – хищники 2 1 Ответ

Кто лишний?

9.

3

Жираф – травоядное животное, а морская звезда и лев – хищники

2

1

Ответ

Кто лишний? 10. 1 3 Лес – межвидовая конкуренция светолюбивых и теневыносливых пород. 2 Ответ

Кто лишний?

10.

1

3

Лес – межвидовая конкуренция светолюбивых и теневыносливых пород.

2

Ответ

Кто лишний? 2 11. 1 1 3 Змея – хищничество.  Остальные два рисунка – комменсализм. Ответ

Кто лишний?

2

11.

1

1

3

Змея – хищничество. Остальные два рисунка – комменсализм.

Ответ

Кто лишний? 12. 1 3 2 Нижний рисунок – межвидовая конкуренция. Остальные – паразиты.  Ответ

Кто лишний?

12.

1

3

2

Нижний рисунок – межвидовая конкуренция. Остальные – паразиты.

Ответ

РЕФЛЕКСИЯ: Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому? Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?

РЕФЛЕКСИЯ:

  • Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?
  • Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?
  • Что оказалось новым?
  • Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему?
  • Выскажите своё отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?

ПРЕКРАСНО! ВЫСОТА ВЗЯТА!

ПРЕКРАСНО! ВЫСОТА ВЗЯТА!

ДО ВЕРШИНЫ ТОЛЬКО ШАГ!

ДО ВЕРШИНЫ ТОЛЬКО ШАГ!

СТОИТ ЕЩЁ ПОТРУДИТЬСЯ!

СТОИТ ЕЩЁ ПОТРУДИТЬСЯ!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §21 конспект

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§21 конспект


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!