Экологические проблемы села Нижняя Тавда
Выполнили: Антонюк Е. Антонюк Е.
Руководитель:
Течмурадова О .Ю
Введение. Актуальность проблемы .
Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов.
Решая глобальную проблему загрязнения окружающей среды, мы не сможем ничего добиться, пока не наведем порядок у себя «дома», начиная со своего двора, улицы, села. В нашем селе Нижняя Тавда нет промышленных заводов, которые отравляют воздух и воду, но существует проблема бытовых и сельскохозяйственных отходов
Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Мы задали вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»
Цели и задачи.
Главной целью нашего проекта является формирование у молодого поколения особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью.
Для изучения проблемы бытовых отходов, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. проанализировать утилизацию мусора в разных странах,
2. познакомиться с проблемой мусора в России,
3. провести раздельный сбор мусора в своей семье,
4. сделать выводы о проделанной работе.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность- погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора: - рост производства товаров массового потребления одноразового использования; - увеличение количества упаковки; - повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и для отдельно взятых жителей. Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят! Поэтому, внимание всем, кому не безразлично, где мы живем. Включайся в акцию «Нет мусору! Ведь Земля - не помойка!»
ПОМНИ: бумага разлагается 2 года; жестяная консервная банка - 90 лет; алюминиевая банка из-под колы - 500 лет, для распада стекла нужно более 1000 лет! Жвачка - это тот продукт, который никогда самостоятельно не разлагается. Поэтому не бросай и не прилепляй жвачку (кто хоть раз "вляпывался" в нее, поймет), а перед тем, как выкинуть жвачку в урну, заверни в бумажку.
Вещи, которые стали не нужны, не выбрасывай, а меняй, или отдавай тем, кому они нужнее. Например, одежду отнеси в церковь, или аккуратно сложи у мусорного бака, кому надо - подберут.
Методом компостирования переработать мусор, который может гнить или разлагаться. Это пищевые отходы; бумага и картон; трава, ботва и другие растительные остатки. Для этого в дальнем уголке усадьбы складывай этот мусор в кучу, в которой невидимые помощники - огромная армия микробов, бактерий и насекомых - переработают отходы за 2-3 года. Но при этом обязательно следует ухаживать за компостной кучей: еженедельно поливать водой, ворошить вилами, лопатой, стараться измельчить мусор. Полученный перегнивший компост - прекрасное удобрение на вашем дачном участке для всех видов овощей, цветов и ягод.
Везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неуклонно растет и, конечно, количество мусора тоже. В нашей стране свалки растут с каждым днем. Они привлекают ворон, голубей и крыс – разносчиков инфекций, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы – среда развития некоторых болезнетворных микроорганизмов. Проволока, обрезки досок могут стать причиной травм. Свалки – причина загрязнения воздуха, почвы, водоемов.
То есть, главным источником увеличения бытовых отходов является Человек, а основными методами использования бытовых отходов в мире являются: сжигание (оно рассматривается как средство сокращения общего объема отходов, одновременно позволяющее использовать отходящее тепло), рециклирование (то есть переработка для дальнейшего использования, утилизация) и закапывание.
Однако каждая страна борется с мусором по-своему.
Примеры: «На сегодняшний день в мире по количеству городских отходов лидирует Америка. Каждый американец выбрасывает более 2 килограмм мусора в день, что составило 254 миллиона тонн в год. Это примерно в два раза больше европейца. Большая часть этого мусора, около 55%, все еще закапывается в землю, 12% сжигается и только 33% используется повторно. Для сравнения, Германия использует повторно 70% своих отходов». «В Японии проблема обращения с отходами особенно актуальна еще и потому, что там попросту нет места для захоронения отходов. Отходы активно используют при создании насыпных территорий в океане. Решение проблемы бытового мусора, без преувеличения, зависит от каждого человека, и одно из главных достижений Японии — то, что не следует ничего выбрасывать до тех пор, пока сохраняются какие-либо полезные свойства, что расточительность неуместна ».
«Немцы выбрасывают на помойку ежегодно более 40 млн. тонн отходов, половину из которых составляет домашний мусор. Раньше в Германии, как и сейчас в России, все сваливали в кучу и несли в серую бочку. Потом стали делить отходы: стекло к стеклу, бумагу к бумаге. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам. В серую бочку теперь несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит «зеленая точка». Зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых пищевых отходов, которые перерабатываются в компост. Голубая бочка для бумаги и картона. Эти бочки, стоящие перед входом в дом или подъезд, опустошаются раз в две недели специальными машинами, принадлежащими сообществу или его уполномоченному на вывоз городского мусора предприятию. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее».
Проблема утилизации бытовых отходов
« С начала 70х до конца 90х годов в России бытовых отходов стало в 4 раза больше. Это миллионы тонн. И произошло это по причине улучшения культуры упаковки и появления большого количество одноразовой упаковки. По этому показателю мы почти догоняем Запад. Проблема утилизации мусора стоит особо остро в больших городах, таких как Москва. Сегодня Москва выбрасывает 10 млн. т. с промышленных отходов примерно по1т на каждого жителя! Из них 40-50 % подвергается переработке или сжигается (гораздо большая часть всех отходов), еще 30-40 % вывозится, а еще около 10% оседает в черте города, где их уже около 3 млн. т.
Проблема утилизации бытовых отходов очень остро стоит перед правительством. Поэтому переработка вторичного сырья – самый перспективный способ улучшения экологического состояния окружающей среды».
Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам.
Во-первых, значительная часть населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов.
Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения, Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью.
И так, целью нашей работы было: доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей .
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается.
Решать глобальные проблемы, например, строительство мусороперерабатывающего завода, мы пока не можем, но все таки…
Мы провели опрос учащихся и родителей:
- важна ли проблема мусора?
98% - ответили «да» и только 2% «нет». Также в течение недели проводили анализ бытовых отходов (% содержания бумаги, пластика, пищевых отходов и др.) и пришли к выводу:
- что надо менять наши взгляды на проблему мусора;
- изменить образ жизни;
- проанализировали, что мы уже делаем, чтоб решить эту проблему;
- что мы можем еще сделать?
1. Не забывать о скрытой стоимости захоронения отходов и меньших затратах на рециклизацию в долгосрочной перспективе. Призвать депутатов поддержать все законодательные акты, направленные на рециклизацию, компостирование и другие варианты применения мусора.
2. Сдавать макулатуру, бутылки и консервные банки в близлежащие пункты приема вторсырья.
3. Покупать долговечные товары и свести к минимуму потребление продукции одноразового пользования.
4. Покупать напитки в многоразовых бутылках и сдавать пустую тару, которую можно использовать вторично.
5. Для покупок в магазине использовать холщевую сумку, тогда не понадобятся пластиковые пакеты, которые приходится выбрасывать.
В практической части проанализировали собранный мусор в течении месяца в двух семьях. Результаты исследования подтвердили высказанную гипотезу ученых, что в последнее время доля не разлагаемых отходов превышает долю разлагаемых естественным путем. По результатам исследований определили направления практической деятельности учащихся: 1. Просветительская деятельность, затрагивающая вопросы нравственного экологического воспитания подрастающего поколения - классные часы среди учащихся школы, акции по уборке близлежащих территорий; 2. Разработка проекта по использованию отслуживших свой срок вещей; 3. Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей»; 4. Создание проекта по очистке берегов рек
Эксперимент, проведенный учащимися, заключался в следующем:«Мы решили узнать, сколько мусора выбрасывает каждая семья. Для этого провели исследование: в течение двух недель собирали мусор раздельно в 4 пакета (стекло, бумага, пластик и пищевые отходы). Опыт проводился с 4 июля 2017 г по 7 июля 2017. Мы подсчитали, сколько бы мусора скопилось у одной семьи за год: Стекло – 83кг. Бумага, картон – 30кг. Пластик – 49 кг. Пищевые отходы – 119 кг. Произведя расчеты, школьники пришли к следующим выводам: Переработка 100 кг. макулатуры спасет 1 дерево . Если бы одна семья каждый год сдавала макулатуру, то мы бы за 3 года спасли одно дерево! .
Семья Антонюков
мусор
Пищевые отходы
Кг за 3 дня
кг за год
4,5 кг
пластик
242 кг
стекло
1кг
бумага
544,5 кг
1,5 кг
121 кг
2 кг
181,5 кг
Семья Пановых
Семья Богдановых
мусор
Пищевые отходы
Кг за 3 дня
300 гр
пластик
Кг за год
36 кг 300 гр
бумага
1100 гр
стекло
133 кг 100 гр
200 гр
24 кг 200 гр
0 гр
0
Например, пищевые отходы (для тех, у кого есть сад или кто живет в своем доме) можно собирать в специальные контейнеры для корма, использовать его для домашнего скота или бездомных животных. Металлолом и стеклотару сдавать в приёмные пункты. Стали открываться приёмные пункты по сбору пластиковых и алюминиевых бутылок и банок. Сортировка мусора – это трудоёмкая и хлопотная работа, но это очень выгодно. Над этой проблемой стоит задуматься. Главным итогом исследовательской работы стали рекомендации взрослым и детям: «После нашего исследования мы сформулировали несколько советов по обращению с отходами дома, которым будем следовать сами и рассказывать друзьям: Чтобы сократить количество отходов: – Не брать лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или использовать их повторно. - Писать и рисовать на обеих сторонах бумаги. - Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать. - Не покупать больше чем может понадобиться .
Уметь выбрасывать мусор: - Дома мусор выбрасывать в мусорный мешок. - Ведро должно обязательно закрываться крышкой, т.к. отходы могут быть токсичны. - Выбрасываемый мусор плотно закрыть, чтобы не рассыпался по дороге. - Выбрасывать мусор в специально отведённые места. - Мелкий мусор на улице выбрасывать только в урны. Вторично использовать отходы: - Одежду, которую мы носим можно отдать нуждающимся. - Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться. Можно отдать в детские дома, интернаты, садики, библиотеки. - Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для приготовления удобрений. Из пластиковых бутылок мы с друзьями сделаем полезные в походе вещи и сэкономим деньги родителей. Что же нам делать? 1. Исследовать пустую пластиковую бутылку. 2. Подумать, где можно использовать её свойства. 3. Изготовить полезные предметы.
Заключение. В конце работы мы хотим сказать, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Я нашла много применений бытовым отходам из пластикового и жестяного упаковочного материала. Давая «вторую жизнь» этим предметам обхода мы не только экономим деньги, но и сохраняем природу! Различные поделки можно сделать своими и руками и порадовать ими своих друзей и родных.
Практическая значимость проекта. Практическая значимость нашей работы заключается в поисках предложений по утилизации бытового мусора и вторичному его использованию. В результате проведенных исследований по применению твердых отходов вбыту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, тетрапакам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив свою гипотезу: экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких); эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками); экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!) Мы не должны закладывать будущее в угоду настоящему. Мы обязаны прекратить губить воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем. Необходимо предотвратить загрязнение на стадии его возникновения, а не бороться с его последствиями. Экологические проблемы села заставляют нас задуматься о своем будущем и будущем своих детей. В школе работает отряд «Эколог», который является организатором мероприятий, связанных с улучшением экологического состояния, как школьного двора, так и территории села (экологические десанты, акции «Посади дерево», «Чистодвор», выступления агидбригад, проведения Дня птиц, Всемирного Дня Земли и т.д.). Но без участия взрослых, мы не сможем добиться желаемого результата, чтобы наше село стало образцом порядка и чистоты.
Выводы: Проанализировав состав бытовых отходов, мы убедились, что во всем мире он практически одинаков. Наиболее перспективным способом утилизации отходов является переработка, наименее – сжигание и захоронение. Для переработки бытовых отходов необходимым условием является создание системы раздельного сбора разных видов отходов, которая характерна для развитых стран. В России перерабатывается только 10% бытовых отходов, остальное - сжигается или закапывается. В селе Нижняя Тавда проблема утилизации бытовых отходов решается слабо.
Литература и ИНТЕРНЕТ-ресурсы Алексеев С.В., «Практикум по экологии» М, 1996г. Барков С.А., «Галогены и подгруппа марганца» М, 1976г. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: М., Просвещение, 1998г. Захлебный А.Н., «Книга для чтения по охране природы»; учебное пособие для учащихся 9-10 классов, М., Просвещение, 1986г. Коробкин В.Н., Передельский Л.В., «Экология в вопросах и ответах». Красная книга. Раздел «Отходы и охрана окружающей среды» А.Г. Незавитин, В.Л. Петухов, А.Н. Власенко и др. «Проблемы экологии», Новосибирск, «Наука», 2000г. О.В. Жабин «Лучшие идеи для домашней мастерско: игрушки, подарки, предметы, интерьер», М., Полиграфиздат, 2010. Х.Масмутова «Идеи для дачи своими руками», М., Эсмо, 2010 http://www.namusoril.ru/ Фото. ИНТЕРНЕТ-рисунки
Спасибо за внимание !