Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Камышловский педагогический колледж»
«Что должен знать учитель для моделирования и проектирования уроков ИИ»
Исполнители: Валкановская Регина, Мягкоступова Екатерина, Прожерина Наталья, Смертина Виктория
Руководитель: Болотова Елена Юрьевна
2016-2017 учебный год
ФГОС НОО (планируемые результаты, требования к проведению)
Методика преподавания ИИ в НК (формы, методы, приемы, типология уроков, содержание УМК)
Знания учителя для моделирования и проведения уроков И.И
Техника безопасности на уроках ИИ
Авторская программа ИИ (время, отведенное на проведение урока, учебная программа)
Авторская программа
"Изобразительное искусство
1 - 4 классы" (Б.М.Неменский) ФГОС
УМК « Школа России»
Цели курса
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю , всего 138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Связь искусства с жизнью человека
Многообразие культур разных народов
Духовно-нравственное развитие
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Интерес к внутреннему миру человека
Собственное переживание —проживание художественного образа
Основные принципы программы
- Целостная система введения в художественную культуру
- Принцип «от жизни через искусство к жизни»
- Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта
- Развитие художественно-образного мышления
УМК «Школа России»
Общая характеристика учебно – методической литературы
- По каждой теме в учебнике даётся система творческих заданий для учащихся.
- В конце учебника – методические рекомендации для учителей и родителей
- В учебник включены замечательные произведения отечественного и зарубежного искусства
- Тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время самостоятельных занятий дома, при подготовке к уроку.
Основная цель программы — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Программа включает все основные разделы в соответствии с требованиями стандарта к программам отдельных учебных предметов.
Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству, представляющее собой отдельные несброшюрованные листы, незаменимо
при обучении искусству по всем основным действующим программам.
Пособие знакомит с замечательными произведениями основных видов и жанров пластических искусств, раскрывает особенности образного языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Книга содержит поурочные разработки и рассматривает подробно тему каждого урока. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий средствами изобразительного искусства, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках. Читатель-педагог также узнает, как работать с учебниками и рабочими тетрадями, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. В конце книги — словарь терминов, методические рекомендации по использованию музыки на уроках изобразительного искусства и список рекомендуемой литературы, рекомендуемая литература.
1 класс
Учебник поможет ребёнку сделать первые шаги в мире изобразительного искусства: научит рисовать, лепить, строить, смотреть на мир глазами художника. Ребёнок узнает, что деятельность художника состоит из «изображения», «украшения» и «постройки», научится работать красками, мелками и другими художественными материалами.
В тетрадь включены художественно-творческие задания, которые помогут закрепить и углубить темы учебника. Практические задания будут способствовать развитию у ребёнка художественно-творческого мышления, воображения и фантазии, а также умений и навыков работы самыми разными художественными материалами – гуашью, акварелью, пастелью, мелками, карандашами, а также в техниках лепки и бумажной пластики.
2 класс
В образной и доступной форме учебник расскажет, чем и как работает художник, научит владеть образным языком искусства, работать красками, тушью и мелками и другими материалами; познакомит с разными видами художественно-творческой деятельности – изображением, украшением, постройкой.
Серия практических творческих заданий поможет развить художественно-образное мышление и фантазию второклассников, научит использовать выразительные возможности красок, мелков, туши, пластилина, бумаги.
3 класс
Темы учебника "Искусство в твоём доме", "Искусство на улицах твоего города", "Художник и зрелище", "Художник и музей" соответствуют темам четвертей программы для 3 класса. Учебник способствует развитию образного мышления, наблюдательности и фантазии ребёнка, умению владеть самыми разными художественными материалами.
В тетрадь включены задания практического характера для творческой работы детей в области живописи, графики, бумажной пластики. Тематические разделы тетради соответствуют разделам учебника и программы.
4 класс
Дети научатся видеть своеобразие художественных культур русского народа и других народов мира (Древней Греции, средневековой Западной Европы, Японии и др.), а также находить общие гуманистические основы разных культур.
Рабочая тетрадь знакомит с искусством разных народов Земли, включает художественно-творческие задания, которые научат конструировать из бумаги, рисовать гуашью и акварелью, работать с сами разными художественными материалами. Тетрадь поможет развить у ребёнка творческие способности, воображение и фантазию.
Методика преподавания ИИ в начальных классах (формы, методы, приемы, типология уроков, содержание УМК)
3. Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
1. Урок сообщения нового материала.
Учитель должен знать основные типы уроков изобразительного искусства:
2. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
4. Урок смешанного типа.
Также учитель должен знать такие типы уроков, как:
Учителю, при планировании уроков изобразительного искусства необходимо вспомнить основные элементы урока:
- Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется проверять готовность к уроку. В классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.
- Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется проверять готовность к уроку. В классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.
1.Организационный момент .
- Постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.
- Постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.
2.Объяснение нового материала .
- В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.
- В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.
3.Объяснение последовательности работы .
4.Самостоятельная работа учащихся .
- После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
- После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
5.Организация выставки .
- Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.
- Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.
6. Итог урока . .
Методы обучения на уроке изобразительного искусства
- классификация методов обучения по источнику получения знаний
1. Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).
- по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала
2. Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
- на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский)
3. Практические методы (конкретные практические действия).
репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения
I группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),
II группа - методы стимулирования и мотивации обучения
частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)
III группа - методы контроля и самоконтроля в обучении
исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")
Также учителю необходимо вспомнить оборудование для урока:
Тетрадь, графитные и цветные карандаши, бумага, акварельные и гуашевые краски, резинки.
Можно рекомендовать, чтобы первоклассники в первой четверти учебного года рисовали в тетрадях в клетку (ученическая тетрадь разрезается пополам), а затем в тетрадях без линеек формата 15X20 см.
В таких же тетрадях должны рисовать и ученики второго класса. В тетради небольшого размера дети лучше ориентируются, листы не загибают и не пачкают, более аккуратно и без лишней затраты энергии выполняют работу. Учащиеся третьего-четвертого классов рисуют в тетрадях с небольшим количеством листов формата 21X30 см. Бумага в них должна быть плотной, белой, слегка шероховатой.
Наличие тетрадей, а не отдельных листов значительно облегчает работу по педагогическому изучению учащихся, дает возможность лучше следить за их развитием в процессе изобразительной деятельности.
При выборе цветных карандашей необходимо руководствоваться следующим:
для первого – второго классов нужны наборы в 6 карандашей; большее число цветов вызывает у учащихся затруднения в усвоении названий и задерживает развитие умения дифференцировать их ;
учащиеся третьего – четвертого классов используют наборы в 12 карандашей, они знакомятся не только с основными цветами, но и с их оттенками, учатся сознательно использовать в рисунках промежуточные цвета.
Цветные карандаши независимо от названия должны быть мягкими (от 2М до 6М); твердые карандаши врезаются в бумагу, ими трудно работать.
При подготовке к уроку графитные и цветные карандаши затачиваются (на 20 – 25 мм) для каждого ребенка. Кроме того, надо всегда иметь несколько штук в запасе. Сломанные в процессе работы карандаши должны тут же заменяться.
Учителю необходимо иметь безопасные точилки и приучать детей самостоятельно чинить карандаши на уроках ручного труда.
Материалы для учителя:
При подготовке к урокам учителю приходится делать много наглядных пособий . Для их изготовления нужны соответствующие материалы. К ним, прежде всего, относятся:
гуашь плакатная (набор 12 цветов),
акварельные краски, тушь черная, карандаши графитные (Т, ТМ, 2М) и цветные («Искусство»),
кисти круглые мягкие (№ 12 – 20),
флейц ,
резинки для стирания карандаша,
перья плакатные плоские,
бумага рисовальная и цветная,
картон прессшпан переплетный,
клей.
Техника безопасности
на уроках
Изобразительного
искусства
Общие требования ТБ:
- Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся на уроках, которые проводятся в кабинете ИИ
- К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
- В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета по указанию учителя.
- Не загромождать проходы сумками и портфелями.
- Не открывать форточки и окна.
- Не передвигать учебное оборудование.
Во избежание травм учащимся следует:
Требования по ТБ перед началом занятий
- Приготовить необходимые материалы и инструменты.
- Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
- При слабом зрении надеть очки.
Требования по
ТБ во время занятий
- Не приносить на занятия посторонние ненужные предметы, чтобы не травмировать своих товарищей.
- Выполнять только работу, предусмотренную заданием учителя.
- Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
- Не делать резких движений во время работы.
- Соблюдать дисциплину.
ТБ при работе с режущими инструментами:
- Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
- Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
- Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
- Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
- Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами (лаками, красками, клеем).
- При работе с лаками, красками, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
- При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
- Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
- Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
- При попадании клея в глаза промыть их водой.
- При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
Правила пользования рисовальными принадлежностями
- Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
- Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
- Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
- Нельзя краски пробовать на вкус.
- Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок, чтобы она не двигалась во время работы.
- Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.
- Правила техники безопасности по окончанию занятий
- После окончания занятия произведите уборку рабочего места.
- Вложите чертежные инструменты и ножницы в футляр.
- Вымойте руки.
- Обо всех недостатках, обнаруженных во время урока, сообщите учителю.
- Выходите из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину
Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» по ФГОС НОО:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Основная задача реализации содержания «Изобразительное искусство» по ФГОС НОО
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
- «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе»
- «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- "Рефлексия как этап современного урока по ФГОС "
- "Рефлексия как этап современного урока по ФГОС "
Требования ФГОС НОО основываются на концепциях: