СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Диагностика сформированности познавательных УУД у младшего школьника"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Диагностика сформированности познавательных УУД у младшего школьника"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Диагностика сформированности познавательных УУД у младшего школьника"»

Диагностика сформированности познавательных УУД Презентацию подготовили :  Булыгина А., Валкановская Р., Колотовкина А., Пасевин В., Смертина В., Якимова М .

Диагностика сформированности познавательных УУД

Презентацию подготовили : Булыгина А., Валкановская Р., Колотовкина А., Пасевин В., Смертина В., Якимова М .

Содержание

Содержание

Диагностика познавательных УУД Диагностика – особый вид деятельности , представляющий собой установление и изучение признаков , характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения , о пределять пути их предупреждения  и корректировать процесс обучения Первый уровень Второй уровень ( индивидуальный, персональный ) – осуществляет учитель, классный руководитель ( внутришкольный ) – осуществляет администрация школы

Диагностика познавательных УУД

Диагностикаособый вид деятельности , представляющий собой установление и изучение признаков , характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения , о пределять пути их предупреждения и корректировать процесс обучения

Первый уровень

Второй уровень

( индивидуальный, персональный ) – осуществляет учитель, классный руководитель

( внутришкольный ) – осуществляет администрация школы

Диагностика обладает возможностями: Отслеживание динамики развития индивидуальных достижений; Получение учителем представления о каждом из учащихся ; Возможность успешной дифференциации обучения; Определение зон ближайшего развития .

Диагностика обладает возможностями:

  • Отслеживание динамики развития индивидуальных достижений;
  • Получение учителем представления о каждом из учащихся ;
  • Возможность успешной дифференциации обучения;
  • Определение зон ближайшего развития .
Понятие  «универсальные учебные действия» В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

1.Личностный 2.Регулятивный (включающий также действия саморегуляции) 3.Познавательный 4.Коммуникативный Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий , соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1.Личностный

2.Регулятивный (включающий также действия саморегуляции)

3.Познавательный

4.Коммуникативный

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий , соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

Познавательные универсальные действия

Познавательные универсальные действия

Общеучебные Логические Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Постановка и решение проблемы Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Анализ; Синтез; Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно - следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные

Логические

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Применение методов информационного поиска;
  • Структурирование знаний;

Постановка и решение проблемы

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно - следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Общеучебные Выбор наиболее эффективных способов решения задач; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Извлечение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации; Свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Знаково-символические действия: Моделирование Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Общеучебные

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • Извлечение необходимой информации;
  • Определение основной и второстепенной информации;
  • Свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей;
  • Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Знаково-символические действия:

  • Моделирование
  • Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Критерии оценки сформированности универсальных  учебных действий учащихся   соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям  соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

Возрастные особенности развития  познавательных универсальных учебных действий  у младших школьников Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности л огических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение , выделять общее и различное , осуществлять классификацию, сериацию , логическую мультипликацию ( логическое умножение),устанавливать аналогии.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.

  • Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности л огических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение , выделять общее и различное , осуществлять классификацию, сериацию , логическую мультипликацию ( логическое умножение),устанавливать аналогии.
При обучении различным предметам используются учебные задачи. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса); знание методов (способов) решения; знание типов задач; знание оснований выбора способа решения; владение предметными знаниями: понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями. понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями. понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями.

При обучении различным предметам используются учебные задачи.

С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.

Общий прием решения задач включает:

  • знания этапов решения (процесса);
  • знание методов (способов) решения;
  • знание типов задач;
  • знание оснований выбора способа решения;
  • владение предметными знаниями:
  • понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями.
  • понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями.
  • понятиями;
  • определениями терминов;
  • правилами;
  • формулами;
  • логическими приемами и операциями.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:   — кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); — декодирование/считывание информации ; — умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач; — умение строить схемы, модели и т. п. Моделирование

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

декодирование/считывание информации ;

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

умение строить схемы, модели и т. п.

Моделирование

Этапы учебного моделирования: предварительный анализ текста задачи; перевод текста на знаково-символический язык , который может осуществляться вещественными или графическими средствами; построение модели; работа с моделью ; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами). Моделирование Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами , которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения

Этапы учебного моделирования:

  • предварительный анализ текста задачи;
  • перевод текста на знаково-символический язык , который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
  • построение модели;
  • работа с моделью ;
  • соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Моделирование

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами , которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения

Методика «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества Авторы:  Ж. Пиаже, А. Шеминьска Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия. Метод оценивания : индивидуальная работа с ребенком. Описание задания :  7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга). Возраст:  6,5—7 лет. Существует два варианта

Методика «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества

Авторы: Ж. Пиаже, А. Шеминьска

Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия.

Метод оценивания : индивидуальная работа с ребенком.

Описание задания : 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).

Возраст: 6,5—7 лет.

Существует два варианта

Методика «Проба на определение количества слов в предложении» Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Автор: С.Н. Карпова Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1101. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч . Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Возраст: 6,5—7 лет.

Методика «Проба на определение количества слов в предложении»

Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Автор: С.Н. Карпова

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1101. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч .

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Возраст: 6,5—7 лет.

Методика «Кодирование»   (11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково- символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми. Описание задания : ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.

Методика «Кодирование» (11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов

Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково- символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания : ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.

Диагностика универсального действия общего приема решения задач Критерии оценивания : умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи. Автор:   А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова Цель:  выявление сформированности общего приема решения задач. Описание задания : все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что по% лученный ответ правильный. Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей. Возраст :  6,5—10 лет.

Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Критерии оценивания : умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Автор: А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Описание задания : все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что по% лученный ответ правильный.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Возраст : 6,5—10 лет.

Методика «Нахождение схем к задачам» Оцениваемые универсальные учебные действия :  моделирование, познавательные логические и знаковосимволические действия. Автор:   А.Н. Рябинкина Цель:  определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения Метод оценивания : фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми. Описание задания : учащемуся предлагается найти соответствующую схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами . Возраст :  7-9 лет.

Методика «Нахождение схем к задачам»

Оцениваемые универсальные учебные действия : моделирование, познавательные логические и знаковосимволические действия.

Автор: А.Н. Рябинкина

Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения

Метод оценивания : фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Описание задания : учащемуся предлагается найти соответствующую схему к каждой задаче. В схемах

числа обозначены буквами .

Возраст : 7-9 лет.

Коррекция познавательных УУД в 1 классе.  Упражнение «Раздели круги».   Интернет – ресурс:    Социальная сеть работников образования nsportal.ru Цель:    научить ребёнка классифицировать предметы, развивать восприятие цвета, величины, формы.   Задание: большие и маленькие, чёрные и белые круги разделены на 2 группы; ребёнку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).

Коррекция познавательных УУД в 1 классе. Упражнение «Раздели круги».

Интернет – ресурс:   Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Цель:   научить ребёнка классифицировать предметы, развивать восприятие цвета, величины, формы.

Задание: большие и маленькие, чёрные и белые круги разделены на 2 группы; ребёнку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).

Упражнение  «Летает – не летает». Интернет – ресурс : http://azps.ru/training Цель:   развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.  Инструкция:   Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Летает – не летает».

Интернет – ресурс : http://azps.ru/training

Цель:   развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. 

Инструкция:   Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Назови слова».   Интернет – ресурс: http://www.coolreferat.com Цель: развитие гибкости ума. Инструкция:   Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например:  «Назови слова, обозначающие деревья (зверей, транспорт, овощи, фрукты и др.)»

Упражнение «Назови слова».

Интернет – ресурс: http://www.coolreferat.com

Цель: развитие гибкости ума.

Инструкция:   Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Например: «Назови слова, обозначающие деревья (зверей, транспорт, овощи, фрукты и др.)»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!