СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Диагностика сюжетно-ролевой игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена на основе анализа исследований Д.Б. Эльконина и в кратком виде представляет показатели для оценки сформированности сюжетно-ролевой игры детей дошкольеого возраста. Материал адресуется студентам, изучающим особенности становления сюжетно-ролевой игры дошкольников как вида деятельности, педагогам дошкольных образовательных организаций, интересующимся данной проблемой.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Диагностика сюжетно-ролевой игры"»

Диагностика сюжетно-ролевой игры Критерии и показатели

Диагностика сюжетно-ролевой игры

Критерии и показатели

Показатели развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину)   Распределение ролей  Основное содержание игры  Ролевое поведение  Игровые действия  Использование атрибутики и предметов-заместителей  Использование ролевой речи Выполнение правил

Показатели развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину)

  • Распределение ролей
  • Основное содержание игры
  • Ролевое поведение
  • Игровые действия
  • Использование атрибутики и предметов-заместителей
  • Использование ролевой речи
  • Выполнение правил

Распределение ролей 1  уровень  — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).  2 уровень  — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.  3 уровень  — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.  4 уровень  — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Основное содержание игры 1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).  2 уровень  — действие с предметом в соответствии с реальностью.  3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).  4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Ролевое поведение 1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.  2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.  3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.  4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия 1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).  2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.  3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.  4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей 1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого. 2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.). 3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. 4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи 1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.  2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.  3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.  4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил   1 уровень — отсутствие правил.  2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.  3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.  4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Организация обследования

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуется ролевая игра в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр («Больница», «Строители» и т. д.) нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Диагностическая карта Группа_____________________   Дата наблюдения______________ Возраст детей от  ______  до _______       распределение ролей № содержание игры  п/п Имя ребенка ролевое поведение игровые действия использование атрибутики Ролевая речь выполнение правил

Диагностическая карта

Группа_____________________   Дата наблюдения______________

Возраст детей от  ______  до _______

распределение ролей

содержание игры

п/п

Имя ребенка

ролевое поведение

игровые действия

использование атрибутики

Ролевая речь

выполнение правил

Литература:  1. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. 2. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 3. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – С. 31–40

Литература:

1. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

2. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

3. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – С. 31–40