ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс
Загадка человека
Цель урока:
Формирование целостных представлений учащихся
зачем человек рождается, для чего живет,
в чем отличие человека от животных,
Цели для учителя
каковы ценности человеческой жизни.
2
Актуализация знаний
- Что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВО
Актуализация знаний
ЗНАНИЯ
2
Какие знания нам дает обществознание
Знания о человеке
Знания о взаимоотношениях с другими людьми,
обществом
знания
об обществе
Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание
Знания о взаимоотношениях с государством
Знания о взаимоотношениях с природой
2
Эпиграф урока:
- «Только тогда станешь человеком, Когда научишься видеть человека в другом». (А. Н. Радищев)
Мотивация урока
2
Мотивация урока
Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.
- Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?»
2
Мотивация урока
- Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Вызов - Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Выбор целей урока.
Обсуждение.
2
Учебная цель урока
Офрмление наиболее удачных целей урока.
2
Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»
Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.
? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?
? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?
Выполнение задания в паре. Обсуждение.
2
Чем человек отличается от других живых существ
Владеет речью
Способен к творчеству
Умеет производить орудия труда
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к прямохож-дению
На доске появляется готовый кластер /примерный/
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Обладает фантазией
2
Заполни пропуски в тексте:
речью
Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
прямохождению
по плану
головной мозг
орудия труда
Обобщение знаний
2
Зачем человек рождается?
Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?
- Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
2
Появление человека на Земле
Биологический этап
Социальный этап
2,5 млн. лет
40 тыс. лет
Становление человека
Этапы становления человека
Биологический
(от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой
Социальный
(от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.
Социальное и биологическое в человеке
- Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.
- Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.
Человек
Труд
Мозг
Общение
Обычаи
Физическая сила
Органы чувств
Как социальное существо
Как биологическое существо
Социальное и биологическое в человеке
Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.
Зачем человек рождается?
- Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.
Зачем человек рождается
- В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.
Вопрос:
Зачем человек рождается?
Работа над проблемой
16
Работа с карточками:
Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________
Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.
16
Работа с карточками:
Задание 2.
Закончите предложение.
Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
РАБОТА
ПО УЧЕБНИКУ
Страница 11
Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.
16
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»
- Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно –
- В геройской биографии пятно.
- Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно».
- Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»?
- Почему?
Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.
16
Важнейшие ценности для человека ?
- Ценности – признанные в обществе или большей его частью представления о том, к каким целям должен стремиться человек
16
Важнейшие ценности для человека ?
ЦЕННОСТИ
Закрепляем знания
Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …
Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Закрепление знаний
16
Зачем человек рождается?
Что сказал поэт?
в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,
поступков, права, совершать, человек.
Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.
Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.
Александр Блок
16
Что такое наследственность Уч-к, стр.11-13
- Сформулируйте определение наследственности.
- В чем проявляется наследственность у животных?
- В чем проявляется биологическая сущность человека?
- Можно ли говорить, что ребенок рождается как «чистый лист»?
Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении
Например:
- Различать врагов
- Охотиться
- Защищаться
- Строить жилища
- Запасать на зиму корм
- Впадать в спячку
- Ухаживать за потомством
- и мн. др.
Наследственность – биологическая сущность человека
- Инстинкты (пить, есть, спать, передвигаться…)
- Способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить…
- Внешние черты (цвет волос, глаз, голос…)
- Внутренние характеристики (темперамент, эмоции, склонности к какому-либо делу…)
Человек – существо
биологическое,
а значит, часть природы
Можно ли влиять на наследственность? Уч-к, стр. 13-14
Проверь себя
- Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
- Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
- Известны ли тебе случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось?
- Можно ли влиять на наследственность?
Домашнее задание: §1, РТ 1/4,7,9
Источники: