Портфолио ученика как метод оценивания личностного роста (в рамках реализации ФГОС)
Документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки Росии от 06.10.2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373»;
- основная образовательная программа уровня начального общего образования МОУ СШ № 117
Цель формирования Портфолио:
1. Для отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения ООП.
2. Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы.
3. Форма накопительной оценки не только результатов освоения учебных программ по предметам, но и программ развития УУД учащихся, программ их воспитания и социализации.
4. Для обеспечения отслеживания индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
Задачи Портфолио :
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся .
2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
4. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся.
6. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Задачи Портфолио :
7. Обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
8. Формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся.
9. Обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
10. Активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
11. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Структура Портфолио:
В состав портфолио могут включаться
результаты, достигнутые учеником не
только в ходе учебной деятельности, но и
в иных формах активности:
- творческой;
- коммуникативной;
- физкультурно-оздоровительной;
- трудовой деятельности.
Структура Портфолио
1.Титульный лист.
2. Мой портрет: (мой характер; мои дела - любимые и не очень, моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет)
3. Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждом триместре
- табличка продвижения к цели
4. Мои достижения:
- предметные результаты: стартовая диагностика, линейки достижений
- личностные результаты
- метапредметные результаты
5. Я на лестнице успеха
6. Копилка:
- мои лучшие работы
- мои награды: грамоты, дипломы и т.д.
Анкета «Умею ли я учиться?» (заполняется в начале и в конце учебного года)
Инструкция : Тебе предлагается самому оценить уровень овладения общими учебными умениями и навыками. Для каждого из перечисленных ниже умений и навыков постарайся определить, владеешь ли ты им полностью, частично или не владеешь совсем .
Умения и навыки
Уровень
владею
Определять цель работы
владею частично
Планировать ход выполнения задания
не владею
Выполнять задание по инструкции
Готовить рабочее место
Оценивать свою работу
Аккуратно вести тетрадь
Находить нужную информацию в учебнике
Постановка цели, планирование, контроль за выполнением плана и оценка результатов.
1.Определи главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь .
2. Ответь на вопрос: Какой результат я хочу получить? Запиши ответ.
3 . Ответь на вопрос : Что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат? Запиши план действий.
4. Отметь в таблице, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.
5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.
6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос: Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели?
7. Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема.
План действий
1.
Предполагаемый результат
Полученный результат
2.
3.
Таблица достижения цели
Предмет,
тема
Я хочу научиться
В настоящее время я…
Я могу (обратиться за помощью, …)
Я буду
Линейка достижений
0 10
0 10
0 10
0 10
Предметные результаты:
- материалы стартовой диагностики;
- промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам;
- остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования учебных действий.
- например, диктанты, изложения, сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини- исследования, мини- проекты, творческие работы, аудиозаписи;
- по технологии- фото- и видео- изображения продуктов исполнительской деятельности; ит.д.
Линейки достижений
Оцени себя по шкале: Дата: _____________
1) затраченные усилия на выполнение заданий
2) полученные мною знания, умения и навыки
3) доволен ли я собой
Учебные предметы
Предмет
Этот предмет для меня самый …
1.
Лег-кий
Оценка по предмету
2.
Труд-ный
3.
В настоящий момент
Что я могу сделать, чтобы улучшить результат
Пре-тен-дую
4.
Результаты по триместрам
1 тр.
2 тр.
Годовая оценка
3 тр.
Оценка
Доволен ли я резу-льта-том
Личностные результаты:
Анкеты и опросники для оценивания личностных универсальных действий
Например:
- для выявления мотивационных предпочтений - опросник мотивации;
- для выявления характера атрибуции успеха/неуспеха - анкета «Уровень успешности в школе»;
- для выявления усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы - анкета «Оцени поступок» и т.д.
Метапредметные результаты:
Анкеты, опросники и методики для оценивания
- познавательные УУД – методики «Кодирование», «Нахождение схем к задачам»
- коммуникативные УУД
Результат:
По результатам накопленной оценки,
которая формируется на основе материалов
портфолио, делаются выводы:
1) о сформированности универсальных и предметных способов действий;
2) о сформированности основ умения учиться;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности .
Советы родителям по организации помощи ребенку в сборе материалов портфолио
1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как
копилки его успехов.
2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.
3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам.
5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.