СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для клуба молодых педагогов по теме "Здоровьесбережение".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация о важности и одновременно о  сложности построения методически грамотно уроков, связанных со здоровьесберегающим компонентом, особенно, это необходимо знать и уметь владеть практически  начинающим  свою педагогическую  деятельность. Поэтому в презентации присутствует необходимая соответствующая информация для начинающих молодых педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для клуба молодых педагогов по теме "Здоровьесбережение".»

  Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды. Автор: Кран Екатерина Анатольевна, учитель немецкого языка, 1 КК , МБОУ «Новокулундинская СОШ», 2016 г.

Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды.

Автор: Кран Екатерина Анатольевна, учитель немецкого языка, 1 КК , МБОУ «Новокулундинская СОШ», 2016 г.

Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА, ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Ключевые слова:

ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА, ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

« ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ САМОЕ ДРАГОЦЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ» Джордж Карлейль

« ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ САМОЕ ДРАГОЦЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ» Джордж Карлейль

Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, это такое состояние духа, эмоциональной, психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей , для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.
  • Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, это такое состояние духа, эмоциональной, психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей , для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.
Здоровьесберегающая технология  - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • Здоровьесберегающая технология - это:
  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма -4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных адаптационных усилий; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут; 4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;
  • Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
  • 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  • 2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма -4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных адаптационных усилий;
  • 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;
  • 4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;
5) чередование методов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
  • 5) чередование методов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;
  • 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы школьников, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 -повторениями каждого упражнения; 10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
  • 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
  • 8) позы школьников, чередование поз;
  • 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 -повторениями каждого упражнения;
  • 10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
  • 12) психологический климат на уроке;
  • 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
  • В конце урока следует обратить внимание на следующее:
  • 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка школьников в классе после звонка (на перемене).
  • 15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
  • 16) темп и особенности окончания урока:
  • - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • - спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • - задержка школьников в классе после звонка (на перемене).
В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:   - развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья; - наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса; - отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей; - низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования; - отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей; - необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.

В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:

  • - развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;
  • - наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса;
  • - отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей;
  • - низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования;
  • - отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей;
  • - необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.
Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников - к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье.
  • Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников - к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье.
Возможные пути решения этой проблемы: - пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте - с учётом уже имеющихся у детей диагнозов); - использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.); - проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью; - откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни; - предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

Возможные пути решения этой проблемы:

  • - пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте - с учётом уже имеющихся у детей диагнозов);
  • - использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.);
  • - проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью;
  • - откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;
  • - предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

В последние годы в педагогике наметилась тенденция полагать, что за принцип формирования ответственности за своё здоровье школьники должны отвечать сами, т.к. это всего лишь частный случай ответственности за своё поведение. Эта тенденция привнесена в педагогику из психологии, где данные проблемы решаются не на уровне призывов и деклараций, а путём реализации воспитательных программ, применения методов индивидуальной и групповой работы с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у ребёнка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по привитию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуациях, требующих принятия решений, связанных со здоровьем.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Школьник, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение, укрепление и принятие здорового образа жизни, не сможет оставаться здоровым при всём старании педагогов.

Спасибо всем за внимание.  До  новых  встреч!

Спасибо всем за внимание.

До новых встреч!