СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для ознакомления с грамматическими и другими нормами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно-культура речи

Одно из ключевых понятий в учении о правильности речи-языковая норма.

Основные признаки нормы;

•Относительная устойчивость

•Общеупотребительность

•Обязательность

Просмотр содержимого документа
«Презентация для ознакомления с грамматическими и другими нормами»

Культура речи и языковая норма

Культура речи и языковая норма

Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? 1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? 1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна 4. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна

Орфоэпическая разминка:

  • 1. В каком слове ударение на 2 слоге?
  • 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком
  • 2. В каком слове ударение на 1 слоге?
  • 1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение
  • 3. В каком слове ударение на 3 слоге?
  • 1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна
  • 4. В каком слове ударение на 2 слоге?
  • 1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна
Культура речи- Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.

Культура речи-

  • Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
Языковая норма -  одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.

Языковая норма -

  • одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Норма- это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Норма-

  • это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы: Относительная устойчивость Общеупотребительность Обязательность

Основные признаки нормы:

  • Относительная устойчивость
  • Общеупотребительность
  • Обязательность
Существуют нормы: Лексические Фразеологические Словообразовательные Грамматические (морфологические и синтаксические) Орфографические Пунктуационные Стилистические Орфоэпические (произносительные)

Существуют нормы:

  • Лексические
  • Фразеологические
  • Словообразовательные
  • Грамматические (морфологические и синтаксические)
  • Орфографические
  • Пунктуационные
  • Стилистические
  • Орфоэпические (произносительные)
Морфологические нормы- Нормы образования различных частей речи ( образование форм родительного падежа числительных, и.п. и р.п. множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степень прилагательного )

Морфологические нормы-

  • Нормы образования различных частей речи ( образование форм родительного падежа числительных, и.п. и р.п. множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степень прилагательного )
Образование и склонение порядковых и количественных числительных: Больше шестьдесят рублей; Образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): Едь быстрее , разожгет костер , началися каникулы .

Образование и склонение порядковых и количественных числительных:

  • Больше шестьдесят рублей;
  • Образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени):
  • Едь быстрее , разожгет костер , началися каникулы .
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько ?); ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой ?); Числительные изменяются по падежам; У составных и сложных числительных склоняются все составляющие их части (больше шестидесяти рублей), у порядковых склоняется только последняя цифра (две тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот девяносто восьмого года).

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:

  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько ?);
  • ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой ?);
  • Числительные изменяются по падежам;
  • У составных и сложных числительных склоняются все составляющие их части (больше шестидесяти рублей), у порядковых склоняется только последняя цифра (две тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот девяносто восьмого года).
Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться: 1. В сочетании с существительными мужского и общего рода (двое друзей); 2. с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (двое ножниц); 3.с существительными, обозначающими детенышей (семеро козлят, трое котят).

Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться:

  • 1. В сочетании с существительными мужского и общего рода (двое друзей);
  • 2. с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (двое ножниц);
  • 3.с существительными, обозначающими
  • детенышей (семеро козлят, трое котят).
Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее; Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший, серьезнейший, глубочайший; Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее: более решительный, менее решительный; Сложная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее решительный, наименее решительный, самый решительный.

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:

  • Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее;
  • Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший, серьезнейший, глубочайший;
  • Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее: более решительный, менее решительный;
  • Сложная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее решительный, наименее решительный, самый решительный.
Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется: С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны; Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют окончания – а (-я): города, дома, профессора; Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров; Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений : морей, степей; С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство существительных 1склонения и некоторые 2 склонения: корзин, дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат. Ошибки: несколько помидор  несколько грамм  немного апельсин

Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется:

  • С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны;
  • Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют окончания – а (-я): города, дома, профессора;
  • Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров;
  • Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений : морей, степей;
  • С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство существительных 1склонения и некоторые 2 склонения: корзин, дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат.
  • Ошибки: несколько помидор
  • несколько грамм
  • немного апельсин
Основные трудности в образовании глагольных форм: Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить. Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы: полоскаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, плещет, рыщет, глохнет. Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и окончания – ТЕ (во множественном числе) От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).

Основные трудности в образовании глагольных форм:

  • Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить.
  • Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы: полоскаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, плещет, рыщет, глохнет.
  • Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения.
  • Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и окончания – ТЕ (во множественном числе)
  • От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).
ПОМНИТЕ! Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ; У некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!); стереть – сотрем (не стерем!); Различные формы, образующиеся от глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ, РАЗОЖЖЕТ.

ПОМНИТЕ!

  • Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ;
  • У некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!); стереть – сотрем (не стерем!);
  • Различные формы, образующиеся от глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ, РАЗОЖЖЕТ.
Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога, и НЕПЕРЕХОДНЫМИ
  • Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога, и НЕПЕРЕХОДНЫМИ
Источники: Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007

Источники:

  • Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!